В Мурманском областном драматическом театре место главного режиссера занял художественный руководитель – Вадим Данцигер. В январе с ним был заключен трудовой договор на три года, а на прошлой неделе у артистов облдрамы состоялась встреча с творческим главнокомандующим. Он рассказал о скором возвращении в обновленное здание театра на проспекте Ленина и планах на ближайший год.
Сватовство и женитьба
С 2017 года, после ухода Султана Абдиева и до вступления в должность главного режиссера Станислава Васильева в начале 2019-го, Мурманский областной драматический театр сотрудничал с приезжими режиссерами. Отношения со Станиславом Анатольевичем не сложились ни у труппы, ни у руководства драмтеатра, поэтому трехлетний договор с ним был расторгнут досрочно. Но его желание показать актеров зрителям «без грима» было реализовано в виде серии видеоинтервью «Ближе», которые удерживали интерес к театру, пока он был закрыт для зрителей с апреля 2020 года по январь 2021-го.
«Поиском нового главного режиссера занимался Мурманский областной драматический театр и лично его директор Татьяна Вешнякова, – рассказал Тимур Давлетшин, заместитель министра культуры Мурманской области. – Помощь в подборе художественного руководителя оказал Союз театральных деятелей Москвы. Театру нужен был не просто дипломированный, опытный, титулованный режиссер, но человек, сочетающий в своем творчестве высочайший профессионализм, индивидуальность, эрудицию, постоянное стремление к творческому поиску».
Познакомившись с творчеством Вадима Иосифовича, его кандидатуру одобрил Евгений Гоман, бывший министр культуры Мурманской области. В 2021 году ставку главного режиссера театра сократили, поэтому Вадим Данцигер стал художественным руководителем.
Будущий худрук начал работать с труппой главного театра Заполярья прошлой осенью. В сентябре в качестве приглашенного режиссера он готовил к постановке «Женитьбу» по пьесе Николая Гоголя. Сдача спектакля состоялась 4 декабря, а зрители должны были увидеть его 23 января 2021 года, но премьеру перенесли на 6 февраля из-за того, что один из актеров заболел.
Мурманская «Женитьба» – уже вторая на счету Вадима Иосифовича. Весной 2015 года он поставил этот спектакль в одном из театров Владивостока. Через год там же состоялась премьера «Заповедных далей» по повести Сергея Довлатова «Заповедник». Это лишь один из многих примеров того, как режиссер умеет работать с классическими произведениями современных авторов. По отзывам критиков, Вадим Данцигер избегает эпатажных спектаклей, но в то же время любит искать новый взгляд на классику. Знакомиться с мурманскими актерами режиссер предпочел на основе традиционного материала, хотя действие «Женитьбы» он перенес из середины XIX века в начало XX.
Вместо Деда Мороза – Питер Пен
В январе с художественным руководителем был заключен трудовой договор на три года, и сразу началась работа над постановкой спектакля «Папа. Адажио» по пьесе 2016 года Флориана Зеллера, одного из ярчайших молодых драматургов современности, обладателя трех премий «Мольер». Это реалистичная история взаимоотношений отца и дочери. Трогательная смесь драмы и комедии, рассказ очеловеке, стремительно теряющем контроль над своим разумом, с первых минут держит зрителя в напряжении. Премьера спектакля «Папа. Адажио» запланирована на март. Через две недели после нее должен выйти в свет спектакль для малой сцены «Золотой шатер». Это будет тяжелый психологически материал о людях, которые пережили захват террористами школы в Беслане.
Когда мурманчане увидят следующие постановки – не ясно, ведь в первых числах апреля запланирован переезд, который ознаменует собой конец театрального сезона. По меньшей мере, для мурманских зрителей. На 27 марта намечена приемка после реконструкции старого здания областного драмтеатра, о чем заявили Вадим Данцигер и заместитель губернатора Мурманской области Владислав Сандурский. Но, по словам художественного руководителя, представления в обновленном здании театра начнутся лишь в конце сентября, поскольку потребуется немало времени для перевоза декораций, костюмов, реквизита и мебели.
Торжественное открытие Вадим Данцигер планирует провести в ноябре, представив публике мистическую драму «Маскарад» Лермонтова. Ее режиссер ставил два года назад на сцене Владимирского академического театра драмы.
Не останутся без внимания и дети с подростками. В промежутке между прощанием с бывшей «Атлантикой» и открытием театра на старом месте будет подготовлен хулиганский спектакль «Чиполлино». А конец года ознаменуется новогодней сказкой «Питер Пен» с акробатическими трюками.
Все спектакли в этом году Вадим Иосифович будет ставить сам, чтобы как следует познакомиться со всеми артистами театра, а в 2022-м начнет приглашать других режиссеров. Чтобы привлекать в театр известных деятелей искусства и новых зрителей, худрук собирается создать в театре рекламный отдел, который будет анонсировать премьеры с помощью коротких видеороликов. Планируется также обновить сайт и фотогалерею с портретами артистов. Такие масштабные преобразования не означают, что новый начальник – тиран, желающий перекроить все под себя.
«Да, начинал я как режиссер-истерик, потому что нас так учили, – признался Вадим Данцигер в интервью на «Большом Радио». – Но в первом же профессиональном театре один из актеров быстро поставил меня на место, кинув обратно запущенный в него стул и попросив успокоиться. Я быстро сменил методы воздействия на артистов и научился с ними договариваться. Благодаря канонической театральной школе в России мы все говорим на одном языке, и в регионах профессиональный уровень артистов зачастую выше, потому что они не размениваются на халтуры, желая подзаработать. Служба в театре – это прежде всего дело, которое мы искренне любим, невзирая на то, что зарплаты не такие высокие, как хотелось бы».
Долгая дорога домой
Если поверить, что для многих актеров деньги – не самое главное, то в эпопее с реконструкцией областного театра они точно играют первую роль. Многие уже забыли, а кто-то даже не поверит, но началась она летом 2015 года и должна была завершиться в 2018-м. Но всех подвело ООО «ТэТа», которое выиграло тендер на сумму 495 миллионов рублей. В 2016 году реконструкция драмтеатра перестала финансироваться из федерального бюджета, и все расходы взяло на себя правительство области. По этой причине или нет, но специалисты «ТэТы» выполнили только два процента работ и исчезли. Это выяснилось зимой 2016 года после празднования 100-летия Мурманска. До сих пор не ясно, кто проверял дееспособность фирмы перед заключением контракта, сколько успел получить подрядчик, сколько с него смогли стрясти обратно и получили ли неустойку.
В мае 2017 года на смену первому подрядчику пришло известное петербургское ЗАО «МНК-ГРУПП», которое успешно реконструировало областную филармонию за 460 миллионов рублей. В эту сумму входили 80 миллионов на покупку органа. Стоимость реконструкции драмтеатра «МНК-ГРУПП» оценила в 711,6 миллиона рублей с учетом бытовых работ.
Сложив «гонорары» первого и второго подрядчиков, получаем как минимум миллиард рублей, которого должно было хватить по оценкам 2017 года. По условиям контракта у «МНК-ГРУПП» был срок до 1 июля 2020 года, но представители компании говорили губернатору Марине Ковтун, что постараются сдать объект к 28 мая 2019 года – 81-й годовщине образования Мурманской области. Это было в августе 2017-го. Через год руководству театра и области продемонстрировали построенный с нуля административно-бытовой корпус. Готовую на 95 процентов пристройку соединили галереей на уровне второго этажа с основным зданием. В появившихся помещениях разместятся цеха для изготовления и хранения декораций, пошивочные мастерские и гримерные, комнаты для обслуживающего персонала здания.
Пришла очередь основного корпуса, внутри которого сломали, кажется, все, кроме основных несущих конструкций. Но так как работы по обновлению здания театра велись по проекту 2014 года, в 2017 году Москва отвергла его из-за изменившихся стандартов в строительной отрасли. Это в очередной раз затормозило реконструкцию. Даже отъявленные оптимисты уже не обещали ввести здание в эксплуатацию раньше мая 2020 года.
Верится с трудом, но первые сообщения о том, что проект реконструкции объекта культурного наследия получил положительное заключение экспертов, появились в начале 2019 года – через полтора года после отказа от старых чертежей и смет. Работа снова закипела, а в апреле внезапно выяснилось, что на закупку новейшего оборудования потребуется еще 400 миллионов помимо упомянутого миллиарда с копейками. В сентябре 2019-го Владимир Мединский, министр культуры РФ, по просьбе Андрея Чибиса, на тот момент исполнявшего обязанности губернатора Мурманской области, включил эту сумму в национальный проект «Культура», чтобы получить деньги из федерального бюджета. В Мурманск деньги должны были поступить в 2020 году. Оптимизм угас, когда в феврале 2020 года ответственные лица заявили, что в эксплуатацию здание планируется сдать не в мае и даже не в июле (по условиям контракта), а до конца года. Через месяц после возникновения этих трудностей до Заполярья добралась пандемия коронавируса, на которую можно списать все дальнейшее отставание от графика.
Следующие новости о реконструкции театра стали поступать в августе прошлого года. В 2020 году на ремонт здания было выделено еще 394,8 миллиона рублей (179 миллионов – из федерального бюджета и 215,5 миллиона рублей – из областного). К началу осени 2020 года реконструкция театра была завершена на 70 процентов. Основную приемку работ намеревались провести в конце года, а ввести здание в эксплуатацию – 27 марта 2021 года, во Всемирный день театра. В январе 2021 года эту же дату назвал заместитель губернатора Владислав Сандурский. Он подтвердил, что в декабре 124,4 миллиона рублей из федерального бюджета на реконструкцию Мурманского областного драматического театра были получены.
Те, кто видел театр изнутри в 2021 году, сомневаются, что к 27 марта здание будет готово принять коллектив в свое лоно. Но, похоже, у труппы не остается выбора. Вадим Данцигер поведал, что в апреле у театра истекает срок контракта с арендодателем бывшей «Атлантики», где облдрама вынуждена ютиться уже пять лет.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото из открытых Интернет-источников