Министр образования и науки Ольга Андреевна Дзюба из учительской династии. Ее мама уже более сорока лет преподает русский язык и литературу в одной
из мурманских школ. Учителем была и бабушка. Ольга пошла по их стопам и окончила Мурманский государственный педагогический университет. Символично, что губернатор области Андрей Чибис представил Ольгу в качестве министра образования и науки пятого октября, в Международный день учителя.
Это интересно
– Ольга Андреевна, когда вы приняли предложение стать министром образования и науки, какие задачи поставил перед вами губернатор Андрей Чибис?
– Андрей Владимирович и на недавней встрече с лауреатами премии «Олимп», и раньше подчеркивал, что система образования в Мурманской области отличается очень высоким качеством. И передо мной была поставлена задача не только улучшения качества образования, но и развития новых, современных тенденций. Это и увеличение количества «Точек роста» – центров естественно-научной и цифровой трансформации. И развитие системы дополнительного образования детей, и совершенствование механизмов управления образованием. То есть задачи очень разнообразные, интересные и требующие непростого решения.
– Можно сказать, что вы пошли работать министром потому, что это интересно?
– Безусловно, это интересно! Ведь не зря же говорят, что человек должен менять работу каждые пять лет. Несмотря на то, что я очень люблю гимназию, в которой проработала ровно пять лет (Ольга Андреевна была директором мурманской гимназии № 8. – Прим. автора), я почувствовала, что могу тот опыт, который приобрела там, распространить и на другие образовательные учреждения.
Вызов принят
– 12 лет назад я брал у вас интервью для телевидения. Вы были тогда молодым учителем и только-только вернулись с всероссийского конкурса «Учитель года», где представляли все учительство Мурманской области. Изменились ли за эти годы ваши взгляды на школу, на наше образование, на систему, на подходы, изменились ли за это время сами учителя, дети, их родители?
– Система образования – это не та система, которая может существовать только в режиме функционирования. Она все время развивается, как все время развиваются и участники образовательного процесса. За эти 12 лет я прошла путь от учителя до министра образования, промежуточными этапами были и заместитель директора, и директор, и заместитель директора Методического центра, поэтому на систему образования я теперь смотрю комплексно и, конечно, вижу, что изменения существенные произошли.
– Вы хотите сказать, что когда были учителем, то ничего не понимали в системе образования?
– Нет (смеется). Тогда передо мной стояла задача научить предмету, а сейчас задачи стоят совершенно иные.
– Образование в Мурманской области действительно на высоком уровне. И это ежегодно подтверждают результаты ЕГЭ и ГИА, они выше, чем в среднем по России. Но губернатор поставил вам задачу в том числе и развивать. Удается ли это? Ведь год-то выдался непростой.
– Да, год тяжелый, но из нынешней ситуации сделаны определенные выводы. Приняты конкретные решения. Например, мы проанализировали опыт организации дистанционного обучения, были проведены конкурсы среди образовательных учреждений на выявление лучших практик по организации такого обучения. В том числе и среди учреждений среднего профессионального образования, среди малокомплектных школ, поскольку у них своя специфика. По результатам этих конкурсов будут выпущены сборники лучшего опыта учителей, и в программу курсов повышения квалификации внесены изменения, касающиеся именно организации дистанционного обучения. Любой вызов, который бросает нам окружающая действительность, – это то, что требует принятия конкретных решений. И мы эти решения принимаем.
Кадры решают все
– Была ли вам поставлена задача по привлечению в Мурманскую область педагогических кадров? Ведь кризис есть.
– Да, действительно, у нас большое количество вакансий как в Мурманске, так и в других муниципалитетах, и для решения этой проблемы мы уже второй год будем участвовать в программе «Земский учитель». Это федеральная программа, позволяющая привлечь учителей из других регионов для работы в отдаленных населенных пунктах нашей области с населением до 50 тысяч человек. Этот населенный пункт должен быть расположен не ближе чем в 100 километрах от места нынешнего проживания кандидата. В этом году у нас по программе приехали 15 учителей. Они получают выплату в размере одного миллиона рублей, многие муниципалитеты предоставляют им квартиры. Понятно, что 15 человек, а в следующем году 13 не закрывают все вакансии, но мы ведем работу и с нашим арктическим университетом по профориентации, чтобы выпускники педагогических специальностей шли работать в школы области. С февраля этого года молодым учителям установлена более высокая зарплата – в размере 40 тысяч пятисот рублей за ставку, за 18 часов. Принимается ряд конкретных мер, которые направлены как на привлечение молодых специалистов, так и специалистов из других регионов для решения проблемы кадрового дефицита.
– Я услышал слово «профориентация». Когда вы были директором гимназии, вы с нуля создали транспортно-логистический класс совместно с нашим морским торговым портом. Может быть, пришло время создавать педагогические классы?
– Мы думали над этой идеей, но, к сожалению, перечень профилей лимитируется государственными образовательными стандартами. И педагогический профиль нынешним стандартом не предусмотрен. Есть естественно-научный, технологический, гуманитарный, но не педагогический.
– Дефицит педагогических кадров – это проблема не Мурманской области, а всей страны. Значит, надо менять такой стандарт, коли в образовательном стандарте не предусмотрены образовательные услуги, как сейчас говорят.
– К счастью, мы сейчас уже отказываемся от этого термина – «образовательные услуги». Периодически проходит обсуждение стандартов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих образование, и мне кажется, что при ближайшем рассмотрении стандарта, внесении изменений министерство просвещения обратит внимание и на эту проблему, на отсутствие педагогических классов, которые были раньше в системе работы школ, и, возможно, внесет изменения в этой части. Будем надеяться на это.
Даешь молодежь!
– К решению проблемы дефицита педагогических кадров надо подходить комплексно. Есть ли еще какие-нибудь идеи? Вот взять наш МАГУ, да и сказать им, что они просто должны выпускать половину ваших студентов с дипломом учителя.
– К сожалению, на МАГУ мы не можем повлиять, поскольку это федеральный вуз, они устанавливают контрольные цифры приема. А среди наших подведомственных учреждений есть Мурманский педагогический колледж, который ежегодно выпускает студентов и закрывает хотя бы такие проблемные специальности, как учителя начальных классов. В Мурманске ежегодно проводится конкурс «Педагогические надежды». Участвовать в нем могут только учителя со стажем работы до трех лет. Так вот, с каждым годом количество участников конкурса увеличивается. Если в первом таком конкурсе участвовало полтора десятка учителей, то в последнем на награждении была занята вся сцена ДКиНТ имени Кирова! В конкурсе предметные номинации, и в каждой участвует от пяти до десяти человек. Молодежь идет работать в школу. И действительно, у нас средний возраст учителей в регионе уменьшается. Приходят молодые, с горящими глазами, любящие детей, вооруженные новыми методиками. Кроме того, на решение проблемы педагогических кадров у нас ориентированы и курсы переподготовки в Арктическом университете. Например, есть курс переподготовки для учителей начальных классов. Пройдя его, они получают право преподавать математику в 5–6-х классах. Так что для того, чтобы решать проблему, в системе образования делаются конкретные шаги.
Высокий уровень
– Шаги конкретные предпринимаются, но вот я, журналист, об этом не слышал. Вы почему об этом не рассказываете? Ведь возникает ощущение, что увеличивается средний возраст учителя, а на самом-то деле уменьшается! Об этом надо рассказывать.
– Поскольку я все время в системе образования и вижу все изнутри, это кажется мне настолько очевидным. Действительно, и работа нашего министерства, и работа наших учреждений в регионе нуждается в массовом освещении. Например, мало кто знает, что у нас есть потрясающие детские сады. Система дошкольного образования направлена и на удовлетворение потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, и на развитие одаренности у детей с трех – четырех лет. Наши сады становятся обладателями федеральных грантов. Неделю назад два воспитателя победили в федеральном конкурсе «Воспитатель России». Кроме того, у нас очень хорошая система среднего профессионального образования. Сейчас, посещая наши подведомственные учреждения, колледжи, я вижу лаборатории, которые там работают, вижу их уровень оснащенности за счет федеральных грантов, и это действительно требует широкого освещения в СМИ. Они вызывают восхищение, поскольку готовят кадры высокого уровня. Наши ученики и студенты побеждают в чемпионатах «World Skills» и в «Абилимпиксе» – это для детей с ограниченными возможностями здоровья. Их преподаватели становятся обладателями призовых мест в региональном и национальном чемпионате «Навыки мудрых». Действительно, у нас система образования на очень высоком уровне, причем начиная с дошкольного и заканчивая средним профессиональным и высшим профессиональным образованием.
– Скажите, пожалуйста, а дискуссии о нужности или ненужности ЕГЭ и ГИА продолжаются?
– Я считаю, что вопрос давно закрыт. Это реальность, в которой мы живем. Ведь это действительно шанс для детей из провинции поступить в престижные высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга. У нас дети очень хорошо сдают ЕГЭ и ОГЭ. По результатам ЕГЭ 28 учеников получили 100 баллов. И очень приятно, что такие ребята остаются в регионе и поступают учиться в МГТУ и в МАГУ на различные специальности, востребованные у нас.
– Ольга Андреевна, спасибо за беседу. У вас есть возможность поздравить всех читателей «Вечернего Мурманска» с наступающим Новым годом.
– Этот год был очень сложным для всех. И для детей, которым пришлось в один день перейти на дистанционное обучение, и для их родителей, которые столкнулись с этим самым дистанционным обучением, и для учителей. Хотелось бы пожелать всем здоровья, терпения и надежды на то, что следующий год будет проще, стабильнее для детей, что для выпускников он окажется без неожиданностей.
«Этот год был очень сложным для всех. И для детей, которым пришлось в один день перейти на дистанционное обучение, и для их родителей, которые столкнулись с этим самым дистанционным обучением, и для учителей. Хотелось бы пожелать всем здоровья, терпения и надежды на то, что следующий год будет проще, стабильнее для детей, что для выпускников он окажется без неожиданностей»
«Передо мной была поставлена задача не только улучшения качества образования, но и развития новых, современных тенденций. Это и увеличение количества «Точек роста» – центров естественнонаучной и цифровой трансформации. И развитие системы дополнительного образования детей, и совершенствование механизмов управления образованием. То есть задачи очень разнообразные, интересные и требующие непростого решения.»
Беседовал Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО
и из архива редакции.