Мои ровесники и я в детстве зачитывались сказками Николая Носова о приключениях Незнайки и его друзей. На всех коротышек, которые жили в Цветочном городе, был только один врач – доктор Пилюлькин. И лечил он своих пациентов от всех болезней только двумя препаратами – наружно прописывал йод, внутрь – касторку.
17 декабря состоялась традиционная пресс-конференция Президента России Владимира Путина. На этот раз она была необычной, поскольку ее соединили тоже с традиционной, но отмененной в связи с пандемией коронавируса «Прямой линией», в ходе которой президент общался с простыми россиянами.
От жителей Мурманской области прозвучало сразу два вопроса. И оба о незавидном положении дел в медицине. Откровенно говоря, я ждал чего-то подобного. О плачевном состоянии нашей медицины знают все, а то, что два вопроса прозвучали из одного региона, так это нашим землякам повезло.
Один из вопросов касался ковидных выплат персоналу Кольской ЦРБ. Второй, заданный в абсолютно хамской форме, – нехватки медицинского персонала в селе Алакуртти. Но, поверьте, дело совсем не в ковиде. Точнее, не столько в нем. Ведь проблемы в медицине начались не вчера и закончатся не завтра.
В Мурманской области с 1 июля 2018 года начала действовать широко разрекламированная программа по привлечению медиков в наш регион «Арктический доктор». Шума оказалось больше, чем дела. Не помогают обещанные высокие зарплаты, жилье и два миллиона рублей подъемных. Не едут к нам работать, хоть ты тресни! «Российская газета» писала в феврале 2019 года, что «в трех реанимационных отделениях областной больницы должны работать 100 врачей и 200 медсестер, тогда как в реальности их примерно втрое меньше».
Не думаю, что за почти два прошедших года ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. Проблему нехватки врачей и другого медицинского персонала в Мурманской области надо решать системно, а пока губернатор в ручном режиме уговаривает 66-летнюю доктора из Алакуртти не увольняться и вникает в проблемы Кольской ЦРБ. Да в региональном отделении ОНФ заверили, что не дадут в обиду медсестру из Колы, задавшую вопрос про ковидные недоплаты.
А решением медицинской проблемы-то кто займется? «Прямая линия» с президентом лишний раз показала, что медицина – одна из самых острейших проблем Мурманской области.
Похоже, что сегодня самое главное – это добиться «нулевой» смертности от коронавируса и победить его. Но после этого в полный рост встанет другая проблема – ухудшится состояние хронических больных. Сердечников, гипертоников, диабетиков. А оно ухудшится, поскольку сегодня им отказывают в плановом лечении, плановой госпитализации, плановых операциях. И смертность от коронавируса будет успешно замещена увеличением смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, от диабета и рака.
И если за короткое время в регионе не будет выстроена понятная, эффективная и работающая система по привлечению квалифицированных врачей в Мурманскую область, то мест на кладбищах нам понадобится больше, чем новых квартир.
Андрей ПРИВАЛИХИН.