Несмотря на пандемию, в этом году местные кинолюбители и профессионалы из других регионов успели снять в Мурманской области несколько фильмов и сериалов. Кольское Заполярье давно славится среди кинематографистов как самое доступное место для съемок северной природы, заснеженной тундры и северного сияния. Но с каждым годом у актеров и съемочных групп возрастают требования к комфорту. Удовлетворить все их желания и прихоти местным предпринимателям пока не удается. Чтобы обозначить наиболее серьезные проблемы кинокомпаний, на решении которых мурманские и кировские бизнесмены могли бы заработать, организаторы кинофестиваля «Северный характер» устроили дискуссию «Большое кино для местного бизнеса».
Деньги вернут, но не всем
Заявление, что приезжим кинопроизводителям не хватает технической поддержки со стороны представителей малого и среднего бизнеса Мурманской области, вызвало целый спектр эмоциональных реакций среди участников встречи. Самой удивительной из них была усмешка Дмитрия Ермолаева, члена жюри «Северного характера», сотрудника Государственного архива Мурманской области и знатока истории кино на Кольском полуострове.
– Меня позабавила проблематика дискуссии, потому что у нас снято уже почти 150 картин, а просьбы кинематографистов за 80 лет почти не изменились, – отметил Дмитрий. – В 1937 году братья Васильевы, снимавшие в Хибинах «Волочаевские дни», просили предоставить им постройку, лошадь, телегу и извозчика.
Кольский полуостров – это самый освоенный и самый близкий Крайний Север страны, до которого можно без проблем добраться самолетом, поездом или автотранспортом. Но как организовать непрерывный рабочий процесс съемочной группы здесь? Этим вопросом задавались и задаются руководители крупных кинокомпаний из Москвы и Санкт-Петербурга, которые уже снимали или только планируют снимать фильмы в нашей области. На встречу с ними пришли те, кто оказывал или мог бы оказывать услуги деятелям кино, чтобы наладить взаимодействие, которое будет на руку обеим сторонам.
Разговор о наболевшем начал Дмитрий Кузьмин, исполнительный продюсер петербургского продюсерского центра «Гамма-продакшн», который уже реализовывал в Мурманской области крупные проекты. Два года назад его студия снимала в Териберке и в Мурманске сериал «Бухта Глубокая» для НТВ.
– У нас большой опыт, поэтому мы можем обеспечить себя почти всем необходимым сами, но в каждом городе или регионе требуются люди, которые знают, где что можно снять как на природе, так и в заведениях и как куда добраться, – рассказал Дмитрий. – А в остальном для работы на территории, где нет кинопроизводящих структур, нам проще привезти с собой не только все оборудование и транспорт, но и обслуживающий персонал вплоть до водителей, не говоря уже о гримерах, декораторах и бутафорах. Два года назад, снимая «Бухту Глубокую», мы пользовались только услугами гостиниц и общепита.
Возможно, в следующем году настанет переломный момент, так как в Мурманской области недавно начала действовать программа поддержки деятелей и организаций, снимающих в регионе кино. Но для того, чтобы деятели главнейшего из искусств получили субсидии, работать им нужно именно с местным бизнесом.
На грани жизни и смерти
В это время к дискуссии присоединился Дмитрий Семенов, исполнительный продюсер студии «Чехов», которая в октябре снимала в Мурманской области сериал «Иван». Дмитрий пришел со съемочной площадки на мурманском морвокзале и поделился самыми свежими впечатлениями от работы с заполярными предпринимателями.
– За неделю у нас сломалось несколько машин, вчера мы попали в аварию, сегодня у машины на ходу отвалилось колесо, поэтому из Кировска сюда мы добирались не три, а пять часов, – шокировал окружающих Дмитрий. – Пока мы, киношники, здесь никому не надоели, к нам относятся благосклонно, стараются помочь в любой ситуации, но почему-то каждый наш визит в область проходит на грани жизни и смерти.
Вопросы к транспортному обслуживанию возникли и у Алены Костенко, продюсера петербургской киностудии «Три медиа». В следующем году она планирует около трех месяцев работать в Кировско-Апатитском районе и сомневается, что местные предприниматели смогут обеспечить комфорт сотне участников съемочной группы.
– Как они будут добираться от гостиницы до съемочной площадки со всем оборудованием? – вопрошала Алена. – Нужного количества автобусов в Кировске и Апатитах попросту нет, мы это уже знаем. А ведь кроме ста человек постоянного состава есть еще сцены с массовкой, которую тоже надо привезти и увезти. Мы едем сюда за неповторимой красотой природы, но если понимаем, что не на чем добраться и негде жить, то просто вмонтируем фон в сцены, снятые в студии.
Так кушать хочется, что переночевать негде
Не менее острая проблема – это проживание огромной группы людей в небольшом городе. Ни в Кировске, ни в Апатитах нет гостиницы, которая могла бы разместить сто человек.
– Также нас очень волнует гибкость гостиниц в отношении питания, – добавила Алена. – Горячая еда нам может потребоваться в любое время суток, а не по расписанию. И не хотелось бы за обедом ехать в кафе и ждать там заказа. У нас из двенадцатичасовой рабочей смены перерыв всего час, поэтому нужна доставка в назначенное время на площадку. Конечно, мы можем привезти с собой кухню на колесах с поварами, но тогда деньги получит московская компания.
Представитель трех кировских отелей ответила Алене, что в их номерах жили актеры и съемочные группы 12 фильмов и сериалов, поэтому в штате появился даже отдельный менеджер, отвечающий за работу с киногруппами. Также в гостиницах выделили помещения под костюмерные и разместили в открытом доступе стиральные машины, чтобы ими можно было воспользоваться в любое время суток. Студию «Чехов» снабжали завтраками, включенными в стоимость проживания, и горячим питанием с доставкой на съемочную площадку.
Менеджеры трех крупнейших отелей Мурманска также заверили кинематографистов, что договориться можно обо всем, если заранее обсудить потребности. И пока азиатские туристы не вернулись в Мурманск, можно получить существенные скидки на проживание.
После отельеров слово взял Дмитрий Боровков, руководитель нескольких мурманских компаний, который работал с российскими и скандинавскими киногруппами.
– Многие проблемы в работе с местным бизнесом, о которых было сказано, действительно существуют, – признал Дмитрий. – И пока далеко не все наши компании готовы решать проблемы по ночам, как бывает в работе с кинематографистами. Здесь нужен опыт работы и стрессоустойчивость.
Выступления Дмитрия Боровкова дополнил его коллега Олег Теребенин, мурманский предприниматель, работающий с 2005 года в сфере туризма.
– Чаще всего кинокомпаниям все нужно срочно, в последний момент, подешевле, без договора и гарантий по оплате, – поделился опытом Олег. – Если мы будем заранее знать, что вам надо, то можем бросить силы всего офиса вам на помощь, да еще и подключить ресурсы партнеров из нашего дружного сообщества туроператоров. Но вам надо быть готовыми к тому, что цена вопроса окажется выше ваших ожиданий.
Доходило до смешного, когда в Мурманскую область приезжали съемочные группы, привыкшие работать с нетуристическими регионами, где жители поселков готовы на все ради мизерного заработка. Однажды зимой представитель одной из киностудий предлагал снегоходчику в Териберке заработать за день 1500 рублей, думая, что это баснословные деньги для деревенского жителя. А тот ждал группу китайцев, каждый из которых готов был заплатить 1500 рублей за короткую поездку на снегоходе к териберскому водопаду. Но богатых интуристов в Мурманской области нет уже полгода, поэтому многие заполярные турагенты поумерили свои аппетиты и затянули пояса. У крупных кинопроизводителей есть все шансы воспользоваться этой ситуацией, пока Россия держит границы на замке.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.