Место, известное среди заполярной молодежи забойными концертами панк-рока и безумными вечеринками электронной музыки, стало галереей современного искусства. До снятия всех коронавирусных ограничений «Плавучий док» сможет работать только в этой ипостаси. А его создатель и хозяин может пока проводить экскурсии по экспозиции и готовиться к фестивалю поэзии.
Всем вирусам назло
Первый вернисаж в «Доке» прошел под звуки джаза. Молодые (и не очень) художники вместе с поклонниками расхаживали среди бетонных «холстов», нарисованных на полу, и обсуждали идеи авторов. Николай Михайленко, зеленобородый основатель непотопляемого арт-центра, время от времени выносил в зал хрустальные блюда с бананами или бутербродами с колбасой и черной икрой. Имитированной, конечно, и отдающей свежим лаком. Этим лаком пропиталось вокруг все, что находилось в помещении, весь пол которого теперь украшен 25 рисунками в прямоугольниках с длиной стороны 1,5 метра. Этот размер символизирует так называемую социальную дистанцию, которую до сих пор из-за коронавируса рекомендуется соблюдать в местах массового скопления людей. Все изображения посвящены мыслям и ощущениям художников от различных ограничений периода всеобщей самоизоляции, часть которых действует до сих пор.
Отметив зимой семилетие, «Плавучий док» закрылся вместе с остальными увеселительными заведениями Мурманской области в конце марта. Несмотря на свою неформальность и бунтарский дух, владелец центра не собирался вести подпольную деятельность. Сцена, где бесновались рокеры и оттачивали дикцию рэперы, на четыре месяца опустела. Социально ориентированный бизнес Николая оказался на грани банкротства из-за пандемии коронавируса, но творческий деятель стал воплощать новаторские идеи за свой счет. В июле он предложил художникам и тем, кто считает себя таковыми, концептуально оформить «Плавучий док», превратив танцплощадку в коллективный арт-объект, посвященный самоизоляции или разобщению. Выручив немного денег от продажи личных вещей, куратор амбициозного проекта под названием «Эпоха социального дистанцирования» закупил лакокрасочные материалы, инструменты для их нанесения на бетонный пол, загрунтовал белой краской танцпол и разделил его на 25 квадратов и прямоугольников. Заявки от желающих порисовать в клетке стали поступать не сразу. Но сарафанное радио быстро разнесло по городу весть о том, что Николай приобрел очень качественные краски и сладости к чаю!
Половая жизнь при пандемии
В июле и августе 27 художниц и художников из Мурманска, Санкт-Петербурга и Смоленска вели активную жизнь на полу в «Плавучем доке», предохраняясь средствами, рекомендованными Роспотребнадзором. В результате 12 сентября на свет появилось уникальное в своем роде живописное полотно, напоминающее лоскутное одеяло. Большая часть его авторов-создателей – это студенты или выпускники мурманских вузов и техникумов, а также самодеятельные художники. Когорту профессионалов представляла только Марина Таран, член Мурманского отделения Союза художников России. Остальные мастера кисти летом были в отъезде или, наоборот, старались лишний раз не выходить из дома.
Участники «Эпохи социального дистанцирования» отразили в своих работах позитивный настрой и веру в светлое будущее, несмотря на то, что коронавирус из нашей жизни не уходит. Многие иронично или метафорично обыграли тему самоизоляции, а некоторые изображения таят в себе сакральный смысл, понять который получается далеко не сразу. Все вместе это действительно похоже на современное искусство, если кто-нибудь вообще может дать этому феномену внятное определение.
–- Для меня участие в этом проекте было глотком свежего воздуха, потому что я, как все художники, нуждалась в работе где-нибудь на выезде и в демонстрации своего творчества, – рассказала Марина Таран. – А маленькую дочку надолго не могла оставить, чтобы съездить куда-то на пленэр. Этим летом все было непонятно с режимами перемещения и прочими ограничениями, поэтому я побывала только в Териберке. Возможно, поэтому героем моего рисунка стал кит, привязанный к земле. Но, как видите, он уже порвал одну веревку и готовится улететь на свободу. На его спине серая масса взрослых, которые чего-то боятся, а на голове – маленькая цветная девочка, которая верит в чудесное будущее.
Ксения Митяева, студентка четвертого курса Мурманского колледжа искусств, изобразила, как страдают от самоизоляции не обычные люди, а чумные доктора в характерных для них жутких масках-клювах.
– Я использовала два основных цвета: черный – для фона и костюмов чумных докторов и желтый, символизирующий болезнь, – объяснила Ксения. – Доктора тянутся друг к другу руками, но от страха заразиться не могут контактировать, даже находясь совсем рядом.
Подруга Ксении выразила идею самоизоляции еще более аллегорично. На синем фоне она изобразила оранжевые ели и пустой контур человека, внутри которого летают листья.
–- Во время долгого периода безделья некоторые начали заниматься самокопанием, которое обернулось опустошающей депрессией, – объяснила Анна Трофимова. – На рисунке человек – это лиственное дерево в хвойном лесу. Он сравнивает себя с окружением, и непохожесть на остальных его угнетает. В итоге он сбрасывает листву, которая осыпается в его пустую душу.
Любимые умрут последними
Кураторы проекта – Николай Михайленко и Денис Сидоров – остались довольны проделанной работой. Но открытие выставки – это не конец проекта. Как только правительство Мурманской области разрешит проводить массовые мероприятия, по картинам, покрытым двумя слоями лака, каждые выходные будут ходить и плясать сотни кроссовок, ботинок и кедов.
– Понятно, что со временем лак и краска начнут стираться, – говорит Николай Михайленко. – И нам будет интересно наблюдать за тем, как люди станут реагировать на те или иные квадраты, какие рисунки начнут исчезать первыми. Будут ли посетители вообще обращать внимание на то, что изображено у них под ногами? Возможно, любимые работы даже начнут оберегать.
В любом случае, с точки зрения куратора, это будет увлекательный процесс взаимодействия аудитории с арт-объектом, о котором могут только мечтать многие галереи современного искусства.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.