В холле на втором этаже делового центра «Арктика» открылась персональная выставка живописи и графики Евгения Урбановича, известного подвижника в среде уличных художников Мурманска. Экспозицией «[Урбанизм]» автор хочет вовлечь зрителя в диалог с помощью сложносочиненных композиций, напоминающих коллажи. Евгений – уже третий мурманский любитель граффити, который решил показать свое творчество не только на стенах города, но и в выставочном зале.
Первопроходцем среди уличных художников, показавших свое альтер-эго в галерее, был Дмитрий Брагин. В 2013 году в городском выставочном зале открылась выставка его картин, написанных баллончиками, акрилом и маркерами.
Пару лет назад свои абстрактные рисунки показал Илья Байдаковский, расписавший уже не один десяток стен в Мурманске и украсивший сотни зданий в городах России и Европы. Дмитрий несколько лет назад переехал в Москву, а Илья пока остается мурманчанином, но проводит несколько месяцев в году в командировках, участвуя в различных международных проектах. Евгений пока не собирается расставаться с малой родиной и вместе с Ильей старается сделать Мурманск краше. Результат их совместной работы можно увидеть на трансформаторной подстанции между домами № 20 и № 22 на проспекте Ленина. А рисунки Евгения – на подстанциях около улицы Загородной, 28, Ледокольного проезда, 9 и улицы Шмидта, 1. Все они были согласованы с администрацией города. Раньше художник, бывало, разрисовывал стены, не спрашивая разрешения. Но это всегда было чем-то большим, чем плохо читаемые слова. Евгений наполнял свои изображения глубоким смыслом.
На выставке он представил несколько десятков живописных картин, созданных за последние два года, и графику 2008–2015 годов.
– Я рисовал с детства, а в 2013 году окончил факультет технологии и дизайна Мурманского педагогического университета, – рассказал Евгений о начале своего творческого пути. – Писать маслом я во время учебы пробовал, но мне жутко не понравилось. А потом вернулся к нему же, но другим путем. Я продавал свои работы в магазине-галерее, где занимались натяжкой холстов. Там я открыл для себя масло и акрил по-новому, стал работать мастихином и развиваться в новом направлении. А до этого любимыми материалами были гуашь, акварель, маркеры и гелевые ручки.
Сейчас Евгений продает свои творения через Интернет, потому что тот магазин закрылся. Художник не перестает удивляться тому, что кто-то покупал его ранние работы несколько лет назад и покупает сейчас. Причем сказать, что какая-то тема пользуется особой популярностью, невозможно.
– Люди находят в тех или иных моих картинах какие-то образы, которые всплывают в их подсознании, цепляют их за душу, – объясняет Евгений. – Сюжеты могут быть совершенно разными, но я часто использую изображения античных скульптур и божества, которые символизируют силы природы, стихии. Они содержат колоссальный объем информации. И их можно гармонично включать в современный контекст.
Такие персонажи, как Афина, Икар, Дедал, Хронос и Эрос, вписаны в пространство современного города. В каждой работе так или иначе присутствуют дома, окна, бетонные блоки, линии улиц.
– Каждая картина – это ментальное путешествие, – говорит Евгений. – Я вдохновляюсь книгами и созданными в них мирами, по которым можно путешествовать. Эти миры я и воспроизвел на холстах, фанере или бумаге. Большинство образов навеяны произведениями «Межзвездный скиталец» Джека Лондона и «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» Норт Клэр. Я писал картины, слушая эти книги в аудиоформате. Это было похоже на какое-то состояние сродни трансу.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.