Сегодня «Вечерний Мурманск» начинает публикации серии материалов, посвященных истории мурманских улиц. Проект этот непростой, поэтому материалы будут выходить по мере накопления и изучения фактов. Дело долгое, поскольку единого фонда информации по этому вопросу нет. Нельзя, например, прийти в архив и получить нужные сведения по какой-либо из мурманских улиц в течение нескольких минут. Все данные разбросаны по разным фондам, их необходимо искать.
Вспомним вместе
В Мурманске на протяжении многих лет большие участки земли принадлежали Министерству обороны, и информация о них засекречена до сих пор. Даже о таких, казалось бы, чисто гражданских объектах, как общеобразовательные школы, далеко не всегда можно полностью рассказать ввиду закрытости этих данных.
С другой стороны, рассказ о Мурманске через историю его улиц позволяет уйти от традиционного изложения фактов по формуле «экономика, политика, культура». Улица – это в первую очередь обычные люди, которым официальная история отводит очень мало внимания. Мы хотим по возможности рассказать не только о том, как формировалась та или иная часть нашего города, но и о событиях, известных и малоизвестных, которые происходили на Самой-ловой, Октябрьской, Ленинградской, Генералова и других улицах. Показать жизнь людей, и как она, эта жизнь, менялась в различные периоды развития Мурманска. И как менялся сам город.
И здесь нам не обойтись без помощи мурманчан. Ваши воспоминания о том, как жилось в городе, как он выглядел, как менялся, не менее, а может, и более ценны, чем архивные документы. Люди, строившие Мурманск, уходят. Да, мы верим, что наш город и дальше будет развиваться и станет лучше, чем прежде, но сведения даже о самых выдающихся достижениях могут и не сохраниться, если их специально не зафиксировать. К тому же память людская хранит факты, которые в официальных бумагах днем с огнем не сыщешь. Поэтому, уважаемые читатели, не поленитесь, позвоните нам, расскажите, что знаете, что помните. Или напишите. Это будет даже лучше: рукописи, как известно, не горят. Так, потихоньку, пусть медленно, но зато основательно мы вместе напишем историю мурманских улиц. Наш телефон 25-04-42, а письма присылать следует по адресу: Кольский проспект, 9.
А сейчас давайте вспомним, с чего все начиналось.
Аллея любви за Полярным кругом
Сегодня можно выделить несколько периодов развития территории Мурманска, строительства и наименования улиц города. Первый этап во многом остался на бумаге.
Как пишет доктор исторических наук Алексей Киселев, план застройки Мурманска 1916 года предусматривал семнадцать проспектов и улиц. Четыре улицы шли почти параллельно железной дороге, десять – расходились веером от центральной площади, остальные лежали у подножия третьей террасы. Главной магистрали города присваивалось название Николаевский проспект. На месте нынешней Ленинградской улицы намечалась Ольгинская (по имени старшей дочери Николая II), на месте улицы Воровского – Алексеевский проспект (по имени наследника). Значились на плане улицы Михайловская и Владимирская (по именам брата и дяди царя). В центре полукругом должны были располагаться правительственные учреждения. Огибающую их улицу хотели назвать Мариинской (по имени еще одной дочери царя). Другим улицам предполагалось дать названия Архиерейская, Банковская, Думская, Железнодорожная, Земледельческая, Инженерная, Морская, Почтовая, Торговая, Солдатская, Садовая.
Но план остался неосуществленным в результате революционных событий 1917 года. После свержения самодержавия в феврале 1917 года и последовавшего октябрьского переворота на градостроительном плане появились названия: проспекты Океанский и Полярный, площади Пушкинская и Беломорская, улицы Английская, Итальянская и Онежская, бульвары Французский и Думский...
Мурманск образца 1917–1920 годов, да во многом и в последующие годы представлял из себя деревню, где каждый решал жилищный вопрос как хотел и где хотел. Рыли землянки на склонах многочисленных оврагов, из подручного материала ставили «срубы», из брошенных шпал, досок, выловленных в заливе бревен, бочковых клепок сооружали лачуги, обивали их фанерой, тесом, листовым железом. Так возникли многочисленные Нахаловки, а также Шанхай, или Самострой, который стал селением китайцев – участников строительства железной дороги. Он разросся северо-западнее нынешней улицы Челюскинцев, ближе к заливу и Зеленому мысу. В Шанхае появились Аллея любви, Китай-дорога, проспект Молодежи, улица Злачных мест. Возможно, это и были фактические, а не на бумаге первые улицы Мурманска.
Именем местных вождей
В 1920 году Советской власти пришлось браться за упорядочение строительства с самого начала. Тогда в Мурманске намечались 33 улицы, переулка и площади. В июне межведомственная городская комиссия присвоила им новые названия. Нескольким дали имена боевых кораблей, связанных с историческими событиями на Севере: проспекты Аскольдовский и Варяжский, улицы Чесменская и Пересветская. Ряд названий запечатлел и саму революционную эпоху: проспекты Карла Маркса, Жертв Революции и Рабочий, улицы Красная, Красных Зорь, Красного Флота, Баяновская, Володарского, Поспеловская, Интернациональная, Красноармейская, Первомайская, Пролетарская, Советская, Трудовая. Существовали площади Вокзальная, Варяжская, Жертв Революции и Рабочая. На месте нынешней площади Пять Углов в самом начале 20-х годов была Красная площадь. Ее окружали здания губисполкома, губкомов партии и комсомола, управление милиции и редакции газеты «Полярная правда». Часть наименований отражала северный колорит: улица Морская, проспекты Варничный, Лопарский и Северного Сияния.
Особо следует отметить в этом списке улицы Баяновскую и Поспеловскую. Их предложили назвать так в честь Алексея Михайловича Баянова и Ивана Константиновича Поспелова – участников борьбы за Советскую власть на Севере. После разгрома белогвардейцев И. К. Поспелов возглавлял исполком Мурманского Совета, а А. М. Баянов был секретарем исполкома. Члены межведомственной комиссии сочли необходимым отразить их заслуги.
Некоторые из утвержденных тогда названий не прижились. И опять улицы именовались по старинке: Больничная, Ижемская, Портовая, Териберская, Туломская, Самоедская.
22 июля 1925 года принимается новое постановление о названиях улиц. Интернациональная стала улицей Коминтерна, Советская – проспектом Ленина, Кольская – улицей Сталина, Варничная – улицей Конкордии Самой-ловой, улица Красных Моряков – улицей Шмидта, Лопарская – улицей Софьи Перовской.
Появились и другие наименования: улицы Октябрьская, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Дзержинского, Свердлова, Зиновьева, Рыкова, Урицкого, Воскова, Моисеенко, Нариманова, Нахимсона, Желябова, Сунь Ятсена; переулки Доброхотова и Пионерский; площади Воровского (бывшая Смычки), Калинина (бывшая Круглая), Советская (бывшая Центральная).
Всего в постановлении перечислены сорок одна улица (включая восемь переулков), четыре площади, пять садов и скверов (Пионерский, Комсомольский, Рабочий, Полярный, Горный).
Туристы на Туристов
Развитие Мурманска в 30-е годы прошлого века было настолько бурным, что за ним не могли угнаться не только решения власти по благоустройству города, но даже планы и проекты. Многие приезжие не дожидаясь, когда получат от государства бесплатную жилплощадь, строили собственные дома. Одним из таких участков с самостроями была гора на востоке города. Там появились улицы Новая, Косая, Скальная, Прямая, Высокая, Моховая, Связи, Строительная, Сорокская, Кандалакшская, Нивская, Северная, Фабричный проезд, Карельский переулок. Казалось, вернулись времена лихих 20-х, когда люди строились как и где вздумается. Но это впечатление обманчиво. На этот раз городские власти зорко следили за всем происходящим, хотя, возможно, иногда и вынуждены были давать разрешения на стройку явочным порядком.
В этот период над названием улиц долго не думали – Новая, Косая, Прямая и т. д. Этот микрорайон, который, кстати, практически не пострадал от вражеских бомбардировок в годы войны ввиду удаленности его от порта и железной дороги, просуществовал до середины 70-х годов. Сегодня из старых названий сохранились лишь улица Скальная, проезд Связи и Северный проезд.
С 30-х годов существует в Мурманске и улица Туристов. Есть версия, что свое название она получила оттого, что в те годы это была окраина города, куда забредали только туристы. Ну и просто ходил народ на пикники. Кстати, многие панорамные снимки Мурманска 20–30-х годов сделаны, видимо, с улицы Туристов. Уж больно удобная точка для фотографа: в кадр попадают сразу и город, и порт, и залив. В годы войны отсюда тоже частенько снимали наш город. Точнее, то, что от него осталось. И лишь в 80-е годы, когда каменные дома закрыли вид на город, фотографы передвинулись выше – примерно туда, где сегодня находится памятник стойкости и мужеству мурманчан.
Андрей КИРОШКО.
kiroshko@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.
Продолжение следует.