Вчера комитет Мурманской областной Думы по транспорту, дорожному хозяйству и информатизации (председатель – Михаил Антропов) большинством голосов рекомендовал сессии регионального парламента не принимать поправки депутатов Германа Иванова и Андрея Чернева к закону о предоставлении льготного проезда в автобусах и троллейбусах студентам и школьникам.
Большая разница
Начать надо с постулата, который до сих пор не все уяснили. Даже в советские времена, когда был один тотальный собственник – государство и безоговорочно господствовало плановое хозяйство, даже тогда министерства и ведомства умудрялись жестко «делить бюджеты».
Что уж говорить о нынешнем времени, когда власть – выборная, собственность – частная, а экономика – рыночная.
Естественно, что каждый субъект бюджетных отношений отстаивает свои интересы.
В долгом и запутанном деле о льготном проезде для студентов в автобусах и троллейбусах сейчас ситуация такова.
Цена проезда (и как производное – льготный проездной билет) у нас всегда ниже, чем затраты транспортных предприятий. Держать относительно низкую цену для пассажиров – общее политическое решение.
Упрощенно говоря, сейчас цена проезда в общественном транспорте – 32 рубля. А для того чтобы предприятие работало хотя бы без убытков, билет должен стоить 36 рублей. А если отпустить транспортников в свободное рыночное плавание (т. е. за прибылью), то цена проезда должна быть еще выше.
Разница между реальной стоимостью билета и той, что пассажиры мурманчане платят в автобусах и троллейбусах, компенсируется из бюджета города Мурманска. А вот что касается студентов (чуть ли не большая часть которых – иногородние), то здесь компенсация должна идти из областного бюджета.
На особом счету
В свое время (при губернаторе Марине Ковтун) было принято решение – пусть тариф на проезд устанавливают муниципалитеты, а убытки (если цена билета меньше тарифа, то убытки будут) компенсируются из областного бюджета.
Понятно было, что такая схема вызовет много вопросов, прежде всего у руководства Мурманска.
Во-первых: только в Мурманске есть головное транспортное предприятие (АО «Электротранспорт»), целиком принадлежащее городу. Во всех прочих муниципалитетах общественный транспорт – частный. А в Мурманске в 2015 году Алексей Веллер и Андрей Сысоев сумели вернуть приватизированную «Автоколонну № 1118» под крыло города.
Во-вторых: только в Мурманске есть троллейбусы.
В-третьих: подавляющее большинство региональных студентов учатся именно в Мурманске.
При принятии упомянутой формулы тогдашний первый заместитель губернатора Алексей Тюкавин, по словам Михаила Антропова, клятвенно обещал, что все выпадающие расходы будут компенсированы. Но на практике получилось, что по подсчетам муниципального АО «Электротранспорт» предприятие недополучило около 60 миллионов рублей.
Затянулась череда бесконечных судов, которые длятся до сих пор, где-то «городские» выигрывают, где-то «областные».
Понятное дело, что городская власть Мурманска отстаивает интересы своего муниципалитета.
Но клятвы давал Алексей Тюкавин от имени Марины Ковтун – поди с них сейчас спроси!
Поэтому-то самые активные мурманские депутаты Герман Иванов и Андрей Чернев и внесли в областной закон поправки, предусматривающие особую формулу расчетов компенсации именно для Мурманска.
Знать в лицо и поименно
Михаил Антропов несколько обиженно протянул: «Ну, конечно, они (Мурманск) – особый муниципалитет. У них всегда на все свое, особое мнение!». Правда, Антропов не объяснил: что же в этом плохого, если у городских властей Мурманска – на все свое мнение и они радеют не за абстрактные интересы «всех», а конкретно за интересы жителей своего города?
Правительство области заняло позицию (и их тоже понять можно) – тариф для всей области должен быть один. И никаких исключений!
Большинство депутатов областной Думы, как и следовало ожидать, примкнуло к мнению правительства.
Правда, депутат Владимир Мищенко подытожил: мол, право правительство – правила для всех должны быть одинаковыми. Но при таких правилах, понятное дело, что именно у Мурманска возникнут проблемы. Поэтому облдума должна помнить – при распределении областного бюджета надо эту «строку» отметить отдельно.
В общем, эта песня хороша, начинай сначала.
Еще раз подчеркнем: подобные финансовые споры – совершенно обыденное дело. Главное, чтобы мурманский избиратель помнил, кто из депутатов постоянно отстаивает интересы горожан, а кто вспоминает о мурманчанах только перед выборами.
Дмитрий МАЛЫШЕВ.
malyshev@vmnews.ru
Фото из архива редакции и открытых Интернет-источников.