Благодаря тому, что Россия в последнее время активно развивает дружеские отношения с Ираном, из выпусков новостей мы стали знать об этой стране намного больше. Многие даже перестали путать Иран с Ираком, хотя по-прежнему уверены, что обе страны с кем-то воюют и населены религиозными фанатиками. Разобраться во всех тонкостях Востока я решил самостоятельно. Путешествуя с палаткой по родине Шахерезады, я узнал, чем иранцы похожи на русских и американцев, сколько стоят ковры и невесты и почему персы много врут. А также где и как в исламской республике можно выпить, потанцевать и сблизиться с девушкой без риска получить 80 ударов плетью.
Ислам пополам
В начале апреля перелет из Москвы до Тегерана с пересадкой в Баку обошелся мне в 10 тысяч рублей, а визу я оформил в аэропорту за 83 доллара, заполнив простейшую анкету. Особенности исламского государства начинают проявляться еще до посадки. Все девушки и женщины независимо от национальности и вероисповедания надевают платки. Это, пожалуй, главная особенность Ирана: все лица женского пола старше шести лет должны быть в хиджабе, то есть прикрывать весь «срам». Верующие женщины облачаются в чадру с головы до пят, оставляя открытым только лицо и кисти рук, а нерелигиозные иранки выглядят почти по-европейски. Их стандартный наряд состоит из кроссовок, джинсов, легкого плаща или куртки и шарфа, накинутого на голову. При этом штаны могут быть обтягивающими и подкатанными, плащ – не прикрывать коленей, а шарф или платок – едва держаться на затылке. Когда я рассказывал об этом дагестанцам на обратном пути, они были в шоке от таких вольностей.
Несмотря на то, что в Иране действуют законы шариата, часть населения соблюдает их, чтобы избежать наказания, а не от чистого сердца. Исламской республикой страна стала в 1979 году в результате революции, которую возглавлял Рухолла Мусави Хомейни. До этого страной правили шахи, а мусульмане, христиане, зороастрийцы и атеисты Ирана одевались и вели себя сообразно своим традициям. В середине ХХ века хиджабы даже пытались полностью запретить, пытаясь поскорее перейти на западную модель общества. Именно это стремление и сотрудничество с Европой и США стало одной из причин революции.
Сейчас, по прошествии 40 лет, недовольных курсом правительства тоже хватает. Так, неверующие люди и молодежь, с которыми мне приходилось общаться, жаловались на то, что им надоели все эти старомодные исламские ограничения, а правоверные мусульмане – на то, что правительство извращенно трактует Коран, силой заставляя людей следовать религиозным нормам, но при этом позволяет им игнорировать многие догматы. Самый простой пример – у людей есть право курить сигареты. Однако вступать в однополые связи, употреблять наркотики и даже алкоголь запрещено под страхом тюремного заключения, телесных наказаний и смерти. Кстати, Иран входит в тройку стран-лидеров по числу смертных казней. В 2017 году в стране с населением около 80 миллионов было исполнено 507 смертных приговоров.
Почувствуй себя подарком!
Пожалуй, одним из немногих плюсов всеобщей исламизации можно назвать каникулы в честь Нового года, который мусульмане отмечают в день весеннего равноденствия. Я прилетел в страну персов в последний день празднования Новруза, то есть 13 фарвардина 1398 года по иранскому календарю и 2 апреля 2019 года – по григорианскому. Тринадцатый день нового года считается Днем природы и отмечается вне дома. Примерно две трети Ирана – это пустыни и горы, поэтому у местных жителей нет большого разнообразия живописных уголков, куда можно было бы отправиться в этот день. И многие выбирают совершенно нелепые места для пикников. Пока я шел от аэропорта к шоссе Тегеран – Кум, заметил на газоне между двух оживленных трасс палатку, возле которой взрослые готовили еду, а дети наслаждались жизнью, играя друг с другом. Дойдя до шоссе, я обнаружил десятки таких семей, которые обедали в 10–20 метрах от автострады, разложив скатерти-самобранки среди чахлых кустов.
К вечеру я намеревался добраться до Кума, где меня ждал молодой иранец по имени Али Касеми, с которым я заранее договорился о бесплатной ночевке по Интернету. Официально иранцам запрещено принимать иностранных гостей. Во-первых, они могут быть шпионами, а во-вторых, должны оставлять свои доллары и евро в отелях страны. Но большинство персов игнорируют этот запрет и часто зовут путешественников на чай, ужин или на ночь.
Несмотря на знаменитое восточное гостеприимство, автостоп поначалу не задался. В сторону Кума ехали либо такси, либо машины без свободных мест. За полчаса я остановил всего два автомобиля, и водители отказались везти меня бесплатно. Зато детишки, которые обедали вместе с родителями неподалеку, принесли мне конфеты и яблоко. Третий водитель был образцом иранского радушия. Остановившись, он без разговоров вышел из машины, помог мне снять рюкзак и уложить его в багажник, а когда я спросил, не попросит ли он денег за свои услуги, он ответил на английском: «Нет, бесплатно! Ты здесь гость и подарок для меня!». Возможно, для русского уха это звучит слишком любезно, но персидский изобилует подобными «сладкими» оборотами речи, которые в Иране воспринимаются совершенно нормально. А редкие иранцы, говорящие по-английски, на мой взгляд, по манере общения и менталитету несильно отличались от англоговорящих турков, грузин или таджиков. Английский язык персы, как и русские, несколько лет учат в школе, но общаться могут только те немногие, кто изучает его самостоятельно или регулярно использует на работе.
Сначала водитель по имени Реза расспрашивал о моем путешествии, о работе и семье, а потом рассказал о том, чем живет Иран.
– Иранцы – очень жизнерадостные, поэтому сейчас все празднуют приход весны, несмотря на проблемы в экономике из-за санкций, – начал Реза. – Для туристов сейчас очень хорошее время, потому что курс иранского риала упал в три раза по отношению к доллару, и для вас все стало очень дешево. А для нас в прошлом году все подорожало в три раза. Даже местные овощи и фрукты. Все из-за отмены какого-то соглашения, которое действовало между Ираном и США при Обаме. Все ненавидят США и наше правительство из-за бесконечных санкций, от которых страдают и без того бедные люди.
Кстати, о привлекательности Ирана для туристов. Даже путешественника с очень ограниченным бюджетом порадуют цены в Иране. В апреле за один рубль давали 2000 риалов. На эти деньги можно было купить пару небольших клубничек. А за 10000 риалов - лаваш или билет на городской автобус. Сытно пообедать в обычном кафе можно за 100 рублей. Дорогими можно назвать только импортные товары, услуги турфирм и проживание в отелях европейского уровня. Но цены на них не выше, чем в России.
Нация пикников
За увлекательным разговором я и не заметил, как мы въехали в Кум, один из религиозных центров Ирана, где находится мавзолей Фатимы Непорочной, сестры имама Резы, потомка пророка Мухаммеда. Около мавзолея к машине подошла девочка лет 10 и подала нам одноразовые тарелки с острым перловым супом – традиционным блюдом в День природы, которое бесплатно раздают на улицах. Реза оставил меня на площади у мавзолея рядом с полицейским, чтобы я не пропал, ожидая друга. Полицейский, на удивление, немного знал английский, и я смог убедить его, что не потеряюсь, если пройдусь вокруг мавзолея. Святыня была окружена сотнями людей, но полицейский сказал, что обычно их намного больше, так как сегодня все на природе. А «природа» у иранцев везде за порогом дома. Весь центр города был заполнен людьми, которые сидели в парках на траве, на земле и даже на пешеходных дорожках. Многие разогревали еду в сковородах и кастрюлях на газовых горелках, а некоторые и готовили. Такое поведение не было вызвано замечательной погодой, как обычно бывает в России. Вечером в Куме было облачно, и температура не превышала +15 градусов. Весной на пикниках иранцы радуются свежей зелени и прохладной погоде. Уже в мае трава начнет жухнуть от жары, и сидеть на солнцепеке никто не будет.
Мавзолей Фатимы мне, как немусульманину, можно было посетить только в сопровождении бесплатного гида. Я сдал рюкзак в камеру хранения для паломников и прошел в ворота с надписью «Для мужчин». Мечети Ирана почти не отличались от тех, что я видел в Узбекистане, однако здесь гораздо шире использовалось золото и стекло. Такого блеска я нигде не встречал! Стены и потолки, испещренные зеркальными осколками, производят впечатление даже на фотографиях, а в реальности поражают своим великолепием. К сожалению, фото- и видеосъемка в большинстве таких святынь запрещена.
Самым интересным занятием для иранцев в тот вечер было не посещение мавзолея и не поедание ужина на свежем воздухе, а наблюдение за селевым потоком, который залил одну из центральных улиц города. За день до моего прибытия в Иране закончились ливни и сели, которые уничтожили многие деревни, а окраины городов завалили грязью и камнями. Кум оказался на пути одной из бурлящих мутных «рек», и четырехполосную дорогу в центре города можно было бы принять за ее русло, если бы из грязной воды не торчали дорожные знаки. Жители деревень, чьи дома уничтожили сели, пару недель жили в школах и спортивных сооружениях ближайших крупных городов, а потом кто-то возвращался к руинам, а кто-то пытался прижиться у родственников. Чиновники даже не думали оказывать материальную помощь пострадавшим, но бомжей в стране так и не появилось.
«Половая» жизнь
Али Касеми оказался иранским азербайджанцем, выходцем из северо-западной части Ирана, которая граничит с Азербайджаном, Арменией и Турцией. Он прекрасно владел английским и сразу же откликнулся на мою просьбу остановиться в его доме на специальном сайте международного гостеприимства. Сам он несколько лет назад побывал в Европе, где местные жители также принимали его у себя бесплатно. Для многих иранцев побывать в Европе – это мечта, потому что получить визу весьма непросто и дорого, а европейские цены вместе с языковым барьером еще больше смущают иранцев. Туры в Россию также стоят невероятно дорого. Двухнедельное путешествие может обойтись человеку в 150 тысяч рублей.
Все это мне Али рассказал, когда мы ужинали яичницей, сидя на полу первого этажа его родительского дома. В комнате площадью около 30 квадратных метров были мини-кухня, компьютерный стол, небольшой шкаф с книгами и множество подушек, подстилок и покрывал. Забегая вперед, отмечу: даже если иранцы имеют шикарные кресла и диваны, все равно едят, расстелив клеенку на полу. И спят тоже на полу, на тонких матрасах.
Отдельная тема, неразрывно связанная с едой, – это туалет. В большинстве квартир, частных домов и учреждений в уборной вы обнаружите дырку в полу, как в старых общественных туалетах России. А вместо бумаги иранцы, как и остальные мусульмане, пользуются водой, которая может подаваться из шланга или из кувшина, стоящего рядом с дыркой. Несмотря на любовь к путешествиям по Европе, Али убеждал меня, что пользоваться водой не только правильно согласно исламу, но и более гигиенично, экологично и экономично. Однако объяснить, какие догматы ислама велят устанавливать душ вместе с туалетом в комнатке размером 1,5 х 1 метр он не смог. Иранские семьи из трех человек со средним достатком обычно живут в квартире или доме площадью не менее 50 м2. Но почти по всей стране мыться приходилось в очень стесненных условиях.
Продолжение следует.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.