Сразу четыре машины сгорели только за один день – 11 июня – в Мурманске. Да и в другие дни сводки происшествий редко обходятся без сообщений о возгорании авто. Причины могут быть различные: замыкание проводки, случайно перекинувшийся огонь из-за пала травы, а также намеренные поджоги. Но как определить истинную причину пожара? Как по маленькому обрезку провода можно выяснить, что случилось с автомобилем? Журналисты «Вечерки» занялись поисками ответов на эти вопросы.
Рассорил ритуальный бизнес
В 2017 году, по данным полицейских, в Мурманске было возбуждено четыре уголовных дела по фактам автоподжогов, в 2018-м – уже два.
– Судя по тем делам по поджогам, которые доходят до суда, основным мотивом таких преступлений является месть, – говорит заместитель начальника СУ УМВД России по городу Мурманску, начальник следственного отдела № 2 СУ УМВД России по городу Мурманску Илона Демирбекова. – Одно из таких дел сейчас как раз рассматривается в суде, но приговор еще не вынесен.
Дело было сложное, с множеством экспертиз. Произошло все в одном из дворов Ленинского округа, где стояла припаркованная «Тойота Рав». Неизвестный облил лобовое стекло машины горючей жидкостью, чиркнул спичкой (или зажигалкой) и сбежал. Автомобиль пострадал серьезно – на его восстановление понадобилось 700 тысяч рублей.
– По этому делу был очень хороший свидетель, – продолжает Илона Демирбекова. – Этот мужчина в момент поджога стоял в подъезде и курил. Все происходящее видел из окна. Он-то и смог потом подробно описать приметы предполагаемого виновника.
Кроме того, поджигатель попал в объектив камер видеонаблюдения. Несмотря на плохое качество съемки, хозяин сгоревшей машины узнал этого человека по особенностям походки.
Что же толкнуло человека на поджог? Похоже, что дело было так. Между двумя компаньонами, работавшими в сфере ритуальных услуг в Мурманске, возник конфликт. Из-за каких-то материальных проблем один решил отомстить другому и нанял поджигателя из числа общих знакомых. Исполнитель (он, несмотря на показания очевидца, видеозапись и прочие доказательства, вины своей не признает) работал вместе с потерпевшим. Заказчик в рамках следствия официально до сих пор не установлен. Конечно, есть предположение, кто им может быть, но для предъявления обвинения этого мало. Дело по исполнителю уже рассматривается в суде, а дело по заказчику выделено в отдельное производство.
Ради развлечения
Бывает, что поджигатели авто никому не мстят, а просто… развлекаются. Например, была в Мурманске история, когда подростки угнали старенький ВАЗ, покатались на нем, а потом спалили.
В другом случае два молодых человека, вполне уже совершеннолетние, гуляли. Один из них отошел покурить, а другому в этот момент попались на глаза припаркованные «Жигули». Хозяин легковушки на ней, по всей видимости, давно не ездил. Да и двери машины оказались незапертыми. Парень забрался внутрь, посидел в авто, а потом достал спички и поджег заднее сиденье. В итоге полностью выгорел салон и почти весь корпус машины. Позже молодой человек возместил ущерб владельцу отечественного «железного коня».
По наблюдениям полицейских, из хулиганских побуждений, как правило, жгут полуброшенные недорогие старые автомобили. Если же мотивом поджога становятся месть, личная неприязнь, то тогда страдают автомобили совсем другого уровня.
Поджоги автомобилей подпадают под статью 167 УК РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества». Они считаются преступлениями средней тяжести. Если стражам порядка не повезло раздобыть записи видеокамер или показания свидетелей поджогов, а отпечатков обуви и пальцев на месте происшествия не нашлось, начинают отрабатывать круг общения потерпевшего. В итоге какая-то зацепка да появляется.
В ход идут бензин, растворитель и жидкость для розжига дров
Для того чтобы установить, случайно машина сгорела или ее намеренно подожгли, для начала надо выяснить, что стало причиной возгорания. На этом этапе к работе подключаются специалисты Испытательной пожарной лаборатории (ИПЛ) по Мурманской области.
– Машины у нас в городе горели всегда, – говорит начальник ИПЛ Николай Симаненко. – Подавляющее большинство причин таких пожаров – искусственно инициированное горение. Хочу обратить внимание на то, что мы не квалифицируем причину пожара как поджог.
Зато специалисты лаборатории могут сказать, что произошло сначала – короткое замыкание проводки, которое спровоцировало появление огня, или пожар, который позже испортил электрооборудование.
– Если в очаге пожара находилось электрооборудование, которое имеет аварийные признаки работы в виде оплавления, спекания жил, потери сечений, то оно изымается и направляется органами дознания в лабораторию для исследования, – объясняет наш собеседник. – И мы определяем, стало ли повреждение причиной пожара или оно образовалось уже в ходе возгорания.
В основном поджигатели используют средства для розжига дров, растворители и бензин. Реже – дизельное топливо. Но чтобы определить это, нужно провести исследование с помощью специального оборудования.
Техника лучше знает
В ИПЛ есть множество сложных приборов. Один из них – газовый хроматограф для определения компонентного состава и концентрации сложных органических и некоторых неорганических соединений. Проще говоря, именно этот прибор показывает, что за жидкость использовалась при поджоге – бензин, дизельное топливо или, допустим, керосин.
– С помощью микрошприца мы берем объект и отправляем его в испаритель, – рассказывает инженер сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности Наталья Лецко. – В среднем через час получаем на выходе хроматограмму. Это набор «пиков», каждый из которых соответствует определенному компоненту. Далеко не всегда при поджоге используется чистое вещество. Порой исследуемая жидкость оказывается смесью, например, бензина и керосина.
Другой прибор, «Радиан», позволяет идентифицировать механизм образования оплавления.
– Например, мы приезжаем на пожар, открываем капот автомобиля и видим в очаге пожара оплавленный провод, – говорит Николай Симаненко. – В лаборатории провод отправляют в прибор, который строит рентгенограмму. Специальная программа обсчитывает эти данные и выдает один из трех возможных результатов: либо это первичное оплавление, которое образовалось до пожара, грубо говоря, стало причиной возгорания, либо это вторичное короткое замыкание, которое образовалось уже в ходе пожара, либо причину установить невозможно.
Но даже если прибор выдал третий вариант, не все потеряно. Тот же оплавленный провод отправляется на исследование с помощью металлографического микроскопа.
– Он позволяет установить первичность или вторичность короткого замыкания, – говорит начальник сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности ИПЛ Александр Куликов. – Только уже не по внешним признакам, а по внутренней структуре металла.
Насколько можно доверять выводам, полученным в ходе экспертизы? Сотрудники испытательной пожарной лаборатории уверяют, что заключения их экспертов всегда объективны, так как основаны на показаниях умной техники.
К теме
Испытательная пожарная лаборатория по Мурманской области была создана 29 февраля 1968 года. После ряда реорганизаций сегодня она является самостоятельным юридическим лицом – судебно-экспертным учреждением системы ГУ МЧС России по Мурманской области.
Сотрудники лаборатории выезжают на пожары, устанавливают их причины, готовят технические заключения и судебные пожарно-технические экспертизы. Причем командировки у них бывают по всей области. Например, однажды на мысе Святой Нос, что разделяет Баренцево и Белое моря, сгорела метеобудка. Специалисту ИПЛ пришлось отправиться туда на теплоходе «Клавдия Еланская», чтобы определить причину пожара.
– Если причина очевидна, то необходимости нашего присутствия нет, – говорит начальник ИПЛ Николай Симаненко. – Например, обычная однокомнатная квартира, жилая комната, где проживают маргинальные личности. На кровати лежит окурок с четко очерченным контуром и локальными следами от термических повреждений. Однако мы всегда работаем там, где на пожаре погибли люди или где сложно установить причину возгорания.
Исследования по делам о пожарах, например, об автоподжогах, – это лишь часть работы ИПЛ. Сотрудники лаборатории также проводят испытания веществ, материалов, оборудования и конструкций на пожарную безопасность, а также занимаются научными исследованиями в этой области.
Екатерина БОГДАНОВА. bogdanova@vmnews.ru
Фото пресс-службы ГУ МЧС России по Мурманской области
и из открытых Интернет-источников.
Стиральная машина - это наша верная помощница, которая позволяет содержать наши вещи в чистоте и порядке. Если случилась поломка, то необходимо делать ремонт. Узнать больше о ремонте стиральной машины можно на сайте remont-stiralok96.ru/stiralnaya-mashina/. Качественный и недорогой ремонт вашей техники. Реклама