В четверг, 29 марта, на очередной сессии облдумы взяла старт очередная попытка разрешения кризисного состояния в организации транспортного обслуживания населения Мурманской области. Нас, конечно же, прежде всего интересует город Мурманск.

 

Поручение выполнил

Краткая предыстория. До прошлого года схема финансирования перевозок пассажиров в области автобусами (а в Мурманске и троллейбусами) была такова. Экспертным путем высчитывалась реальная, рыночная цена проезда и провоза багажа. Но так как общественный транспорт – это вопрос социальный, а значит, политический, то цена за проезд всегда устанавливалась значительно ниже, чем реальная. Разницу транспортным предприятиям возмещали из бюджетов – областного (основной объем) и муниципальных. Надо помнить, что в регионе два главных транспортных предприятия – в Мурманске это АО «Электротранспорт»,

100% акций которого принадлежит муниципалитету, а в области это частное ПАО «Мурманскавтотранс» (Андрей Варзугин).

В 2017 году по инициативе регионального министра транспорта и дорожного хозяйства Дмитрия Соснина облдума приняла закон, согласно которому упомянутое возмещение убытков из областного бюджета фактически убиралось. А сам механизм компенсации прописан был столь невнятно, что никто ничего толком понять не мог.

Депутат Госдумы РФ от Мурманской области Алексей Веллер сделал запрос в прокуратуру области. Областная прокуратура внесла в региональный парламент представление – областной закон о транспортном обслуживании переписать. Что депутаты и вынуждены были сделать в феврале после долгих и жесточайших споров, поручив Дмитрию Соснину внести в облдуму новый вариант. Он поручение выполнил.

 

Первое чтение

Новый вариант гласит, что полномочия по установлению тарифа целиком и полностью передаются муниципалитету. Депутат от Мурманска Герман Иванов спросил, а собственно, зачем все это. Дмитрий Соснин ответил: мол, чтобы оптимизировать областной бюджет. Первый заместитель областного министра юстиции Николай Шукшин добавил: дескать, транспорт работает в муниципалитете? Вот пусть муниципалитет всем процессом и рулит!

Герман Иванов требовал ответа на вопрос, что сейчас-то делать с выпадающими доходами. Сейчас и в 2019 году. Где взять 61,5 млн. рублей, которые за год должны были поступить из облбюджета? Цены взвинтить?!

По новому варианту предусматривается всего-то 1,5 млн. рублей. Как сказал депутат Михаил Антропов – почувствуйте разницу! Он предложил принять закон только в первом чтении и направить документ для рассмотрения муниципалитетам.

Анна Уварова из регионального Минфина заверила, что всем деньги будут, как и раньше, выделены. Область поможет кому надо! Данное заявление многие депутаты встретили скептически.

Герман Иванов заметил: в последнее время что Минтранс ни придумает – все вызывает протесты прокуратуры. А затем прямо сказал, что такой подход вызовет кризис городской системы транспортного обслуживания в Мурманске. По схеме, предложенной Дмитрием Сосниным, «Электротранспорт» просто вынужден будет либо закрывать убыточные маршруты, либо взвинчивать цены.

В общем, пока закон приняли только в первом чтении. Теперь слово за муниципалитетами.

 

Фиговый листок

На той же сессии депутаты рассматривали проект закона Мурманской области № 23-18/6 «О внесении изменений в статью 5

Закона Мурманской области «Об охране здоровья граждан на территории Мурманской области» (первое чтение), проводимый региональным министром здравоохранения Валерием Перетрухиным.

Федеральное законодательство предписывает местным властям создать специальные комиссии, без согласования с которыми любое закрытие больницы, поликлиники или медпункта было бы невозможно. Быстро признав целесообразность предложенных изменений, парламентарии зацепились за способ формирования комиссии.

Депутат от Мурманска Олег Минин, главврач Мурманского центра им. Н. И. Пирогова, предостерег от того, чтобы новая комиссия не стала (цитата) «таким же фиговым листком при минздраве, как нынешний экспертный совет». Олег Минин припомнил, как в свое время профессиональное врачебное сообщество боролось против идеи объединить центр специализированных видов оказания медпомощи (он же – кожно-венерологический диспансер) и центр лечебной физкультуры и спортивной медицины (физдиспансер).

Олег Минин тогда еще пошутил, что в этом случае секс надо будет считать видом спорта, а сифилис – спортивной травмой. По его словам, вице-губернатор, курирующая здравоохранение, одним росчерком пера умудрилась воплотить этот бред в жизнь. Слава богу, что потом правительство области все назад переиграло.

И чтобы подобного не повторялось, Олег Минин предложил новый способ формирования комиссии. В нее обязательно должны быть включены депутаты Совета муниципалитета, на территории которого Минздрав проводит очередную реорганизацию, а также депутаты облдумы от данной территории. И любая реорганизация медицинских учреждений может осуществляться только после того, как данная комиссия это одобрит.

«Пора отвечать перед избирателями собственным лицом», – подытожил Олег Минин.

 

Дмитрий МАЛЫШЕВ.

malyshev@vmnews.ru

Фото из архива редакции.