С начала этого года в Мурманской области случилось 503 дорожно-транспортных происшествия, в которых 621 человек пострадал и 36 – погибли. В областном центре показатели не лучше – 210 аварий, которые в 6 случаях привели к гибели людей, еще 239 человек получили ранения. Почему это происходит и как обезопасить себя водителям и пешеходам? Об этом и многом другом читателям «Вечернего Мурманска» рассказал инспектор по пропаганде УГИБДД УМВД России по Мурманской области Евгений Шевченко.
Будь ярче!
Внезапное появление человека на проезжей части может спровоцировать ДТП в любое время суток и года. А с уменьшением светового дня осенью и наступлением полярной ночи зимой наездов на пешеходов становится больше. Дополнительными факторами риска становится ухудшение погодных условий. Мокрая или заснеженная дорога, наледь и гололед увеличивают тормозной путь машины, и водитель уже не в силах остановить двигающийся по инерции автомобиль. Пешеходы просто обязаны стать ярче, чтобы с ними не случилась беда.
– Мы всегда советуем одеваться в яркую одежду и не бояться стать заметнее, а также использовать светоотражающие элементы всем участникам дорожного движения, – поясняет Евгений Александрович. – В темное время суток пешехода можно не разглядеть даже на освещенной улице, а фликеры помогут привлечь внимание водителей.
Сегодня светоотражатели есть на любой вкус, и все эти наклейки, значки, брелоки могут украсить и спасти вас. Сделать заметнее автомобиль фликером нельзя, ведь это ослепит других водителей. А выделить самого себя на дороге можно и нужно, надев светоотражатели на рукава, штанины, пояс, шапку и сумку.
Кроме того, пересекая дорогу, пешеходы должны убедиться в безопасности вокруг себя и не отвлекаться на телефон. При этом рекомендуется снять капюшон и не закрываться зонтом, чтобы открыть обзор.
В сетях «Паутины»
По всей России в этом году вводится система «Паутина» для отслеживания автомобилей в случае угона и других преступлений, в том числе со стороны Госавтоинспекции. Она может использовать все типы камер. Самые распространенные из них в нашем регионе – «Кордоны» и «Автоураганы». Система объединяет в единую базу данные с разных комплексов, включая «ПаркРайт», который выявляет машины, припаркованные с нарушением правил.
Действительно, камеры автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения являются одним из эффективных инструментов для регулирования скоростного режима и снижения аварийности на дорогах. Ранее «Вечерний Мурманск» писал о том, что в областном центре и на ближайших к нему участках федеральной трассы «Кола» и дороги в сторону Североморска появятся еще 37 таких комплексов.
– Камеры устанавливаются с учетом статистики аварий и на прямых участках дорог, где водитель может разогнаться и либо не справиться с управлением, либо совершить необдуманные действия, а также на таких опасных участках, где есть повороты, – объясняет Евгений Шевченко.
Опасность повсюду
– Большинство аварий в Мурманской области происходят на федеральной трассе «Кола», – говорит инспектор. – На этой трассе ДТП всегда были, есть и будут, потому как там идет большой поток разных транспортных средств. Не забываем и о диких животных, которые в любой момент могут выскочить из леса на проезжую часть.
Обычно зверь от испуга убегает или погибает. Впрочем, встреча с лосем или оленем может стать фатальной и для самого водителя, что тоже не редкость.
– Например, водитель пытается уйти от столкновения с лосем, вылетает на встречную полосу и попадает в другое транспортное средство. Казалось бы, кто тут виноват? Животное же не накажешь, а люди и их автомобили страдают.
В Мурманске, как и в любом крупном городе, аварийно-опасные участки – это регулируемые и нерегулируемые перекрестки, пешеходные перекрестки, выезды с прилегающих территорий. Опасность поджидает повсюду!
– Главное – быть уверенным и аккуратным, чтобы безопасно доехать из точки А в точку Б. Вести автомобиль следует спокойно, не обращая внимания на автохамов, – советует Евгений Александрович. – Если кто тебя подрезал, понять и простить, пусть едет дальше. Не надо пытаться как-то наказать нарушителя, перестраиваться перед ним, резко нажав педаль тормоза, устраивать разборки. Все это приводит к печальным последствиям.
Отсюда еще одно правило – дай дорогу дураку.
Причины и последствия
Как показывает практика, основными причинами ДТП становятся одни и те же ошибки. Одна из распространенных – выезд на встречную полосу.
– Водители начинают маневр, но по каким-то причинам не справляются с управлением или долго завершают маневр, не уходят на свою полосу и цепляют встречный или попутный транспорт, – объясняет Евгений Шевченко.
Невыполнение требований дорожного знака, несоблюдение дистанции с впереди идущим автомобилем и бокового интервала, непредоставление преимущества при повороте и развороте на перекрестках создают как нелепые, так и серьезные аварии.
– Или как в случае со скорой, – делает отступление наш собеседник.
Напомним, 15 октября в ДТП на пересечение Верхнеростинского шоссе, улиц Старостина и Свердлова попали шесть автомобилей – «Митсубиши», «Сузуки», «Рено», «Ниссан», УАЗ и ГАЗ. Последняя машина – карета скорой помощи – от мощного столкновения перевернулась. В результате пострадали четыре человека: два врача, их 26-летний пациент и 60-летний водитель одной из легковушек. Их доставили в больницу.
– А что получилось. Водитель «Сузуки» двигался на свой разрешающий знак светофора, а скорая ехала со специальным звуковым сигналом. Он был обязан пропустить медиков, но и водитель скорой должен был убедиться в безопасности своего маневра. – рассказывает Евгений Александрович. – Как видите, палка о двух концах.
На смертельной скорости
Еще одна жуткая авария произошла в Мурманске 6 октября на печально известном спуске от улицы Кооперативной на улицу Беринга. Ночью в районе дома № 142 на Кольском проспекте автомобиль «Киа» врезался в световую опору.
– Специфика этого участка в том, что сначала идет прямая дорога, а затем – прямая с поворотом. Такая сложность рельефа, – поясняет Евгений Шевченко. – Люди начинают разгоняться по прямой от Кооперативной и не всегда справляются с управлением.
Так произошло и с «Киа». Водитель двигался на большой скорости и не справился с управлением. После столкновения с опорой машина съехала в кювет и опрокинулась. Молодой человек остался жив и в тяжелом состоянии попал в реанимацию. А его пассажирка погибла на месте. По словам очевидцев, девушка не была пристегнута и вылетела из салона. Погибшей был всего 21 год.
– Да, самое банальное нарушение – несоблюдение скоростного режима. Превысил скорость, где-то в поворот не зашел, машину начинает кидать, получается неуправляемый занос. А когда машину крутит, уже ничего не сделаешь, – разводит руками инспектор. – Так случается и в городе, и на трассах. Все зависит от самих водителей. Многие проезжают мимо камер фотовидеофиксации и знаков на скорости, которая им нужна, а не которая безопасна.
По мнению инспектора, в автошколах нужно проводить больше практических занятий, тренироваться и еще раз тренироваться, а преподавателям рассказывать ученикам приведшие к ДТП ситуации из жизни.
– На том же спуске к улице Беринга аварии часто происходят при перестроении, – продолжает Евгений Александрович. – Левый ряд ведет на поворот в Ледокольный проезд, все начинают перестраиваться. Проехали дальше, еще перестраиваются. И вот эти мелкие перестроения из ряда в ряд кто-то увидел, а кто-то нет. Один другого задел, тот не справился с управлением, и понеслась. Были случаи, сразу пять автомобилей пострадало. Их раскидало сверху донизу. Слава богу, в том ДТП никто из людей не пострадал.
Спешка водителей и невнимательность оборачиваются травмами и гибелью на дорогах. Правила дорожного движения достаточно серьезны и, как известно, написаны кровью.
Констанция БОГУСЛАВСКАЯ.
Фото из открытых Интернет-источников.
К ТЕМЕ
В этом году в Мурманске установлены комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД по следующим адресам:
- просп. Героев-североморцев – ул. Алексея Хлобыстова;
- перекресток Кольский просп. – ул. Баумана – ул. Беринга;
- перекресток Кольский просп. – ул. Героев Рыбачьего;
- Кольский просп. – Ледокольный проезд;
- перекресток Кольский просп. – ул. Капитана Орликовой;
- перекресток Кольский просп. – ул. Шевченко;
- Кольский просп., 55 (линейный участок, в центр);
- Кольский, просп., 55 (линейный участок, из центра);
- перекресток просп. Ленина – ул. Академика Книповича;
- перекресток просп. Ленина – ул. Комсомольская;
- перекресток просп. Ленина – ул. Профсоюзов;
- перекресток ул. Челюскинцев – ул. Октябрьская;
- перекресток ул. Карла Маркса – ул. Планерная (линейный участок);
- ул. Старостина, 97;
- перекресток ул. Капитана Копытова – проезд Ивана Бабикова;
- перекресток ул. Полярные Зори – ул. Академика Книповича;
- перекресток ул. Радищева – ул. Академика Павлова;
- перекресток ул. Свердлова – Верхнеростинское шоссе – ул. Старостина;
- перекресток ул. Шмидта – ул. Академика Книповича;
- автоподъезд к Мурманску Р-21 «Кола», 15 км + 350 м;
- автоподъезд к Мурманску Р-21 «Кола» – ул. Академика Книповича;
- автодорога в сторону Североморска, 1 км + 800 м;
- автодорога в сторону Североморска, 7 км + 220 м;
- жилой район Росляково, Североморское шоссе, 8;
- Нижнеростинское шоссе – ул. Садовая (столб № 51);
- Нижнеростинское шоссе (в районе дома № 6);
- просп. Героев-североморцев, 49–53;
- ул. Адмирала флота Лобова, 14–19;
- Кольский просп., 51 (участок 1, в центр);
- Кольский, просп., 51 (участок 2, из центра);
- Кольский просп., ост. «Переулок Якорный»;
- ул. Папанина, 6–7;
- Кольский просп., 106/4–108/1;
- ул. Карла Маркса, в районе дома № 55;
- ул. Кооперативная;
- ул. Челюскинцев, 32.