Бизнес-планы весьма разнообразны, так же как и коммерческие проекты, которые они формализуют. В то же время при составлении бизнес-плана, независимо от специфики конкретной ситуации, рекомендуется пройти ряд обязательных этапов. Данные этапы формируют структуру бизнес-плана, и даже если судить по их названиям, подразумевают наличие профессиональных навыков в различных областях управления предприятием.
Какие исполнители нужны для составления бизнес-плана?
1. Маркетологи.
Существенную часть бизнес-плана рекомендуется посвящать описанию внешней среды в период реализации проекта. Иногда начинают с макроуровня, если проект крупный и зависим от глобальных тенденций. Часто стартуют с уровня конкурентов и потребителей. Есть точка зрения, что даже для локального проекта с традиционным продуктом и с рынком уровня района города нужно проводить анализ глобальных тенденций. В практике бизнес-планирования это правило выполняется формально, и то не всегда. Но, как ни крути, маркетинговая часть проекта просто необходима. Хотя бы спрогнозировать выручку и разработать мадиаплан продвижения.
2. Производственники.
Любой бизнес-план описывает продукт (услугу), в том числе его параметры, отдельно - новации, а также основы применяемых технологических решений. Инженерия в бизнес-плане есть всегда, пускай и социальная. Лучше чем команда, отвечающая за процесс создания продукта, информацией о нем не владеет никто. Отдельный вопрос – подбор оптимального оборудования для запуска нового производства.
3. Кадровики.
Обеспечение проекта кадровым ресурсом – локальная, но значимая зона ответственности в бизнес-плане. Если проект связан с существенным изменением базовой технологии производства, то роль данного раздела возрастает существенно.
4. Снабженцы.
Ответственны за раздел об обеспечении проекта материальными ресурсами, которые в производстве формируют основной объем затрат. Прогнозирование цен на сырье и материалы на период реализации проекта важно с точки зрения получения правильного заключения об его эффективности. Если на предприятии есть экономисты, то они помогут с решением этой не всегда тривиальной задачи.
5. Финансисты.
Как правило, выполняют сводную функцию, разрабатывая прогнозный бюджет, а также считая NPV проекта. Редко, когда в команде есть отдельный специалист по инвестиционному планированию. Кроме того, если проект предусматривает привлечение заемных средств, то требуется подобрать лучший вариант займа и грамотно вложить его в расходную часть бюджета.
Перечисленные исполнители являются минимально необходимым набором, который важен для корректного бизнес-планирования. Опционально, помимо уже упомянутых экономистов, на отдельные партии могут быть привлечены сбытовики / продажники, специалисты по GR (особенно если проект связан с мерами государственной поддержки и преференциями), логисты и т.д.
И если складывается ансамбль, то должен быть и дирижер.
Кто дирижирует бизнес-планированием?
Во-первых, это может быть руководитель предприятия, который как никто умеет реализовывать функцию координации работы подразделений.
Во-вторых, для больших организаций или нестандартных в рамках текущей деятельности бизнес-задач развития, может назначаться руководить проекта, отвечающий персонально за его эффективность, как на этапе разработки бизнес-плана, так и в ходе его реализации.
В-третьих, поручить руководство можно и кому-то из исполнителей. Обычно сей выбор падает на финансовую службу как сводную при подготовке бизнес-плана. Данное решение не может считаться оптимальным, так как хотя финансовая модель и завершает логически бизнес-план, она не формирует основную идею и импульс проекта. Маркетологи на предприятии тоже в редких случаях могут грамотно организовать весь процесс, хотя их разделы бизнес-плана обосновывают доходные статьи (кроме заемных средств) и некоторые расходные. Другие же исполнители вряд ли согласятся на руководство процессом ввиду ограниченности их функциональной роли.
Так есть ли альтернатива ансамблю?
Ансамбль, безусловно, лучше, но при соблюдении двух условий:
1) в наличии есть качественные исполнители, и никто не фальшивит,
2) дирижер может заставить ансамбль звучать слаженно.
Для малых предприятий и особенно старт-апов соблюдение данных ограничений проблематично. Здесь руководителю, а часто и собственнику (тем более если они совпадают в одном лице) приходится вытягивать всю партию самому. В практике бизнес-планирования такая ситуация является типичной для России, но часто приводит к негативным результатам.
Однако можно существенно упростить свою задачу и повысить эффективность ее выполнения, если пригласить себе в дуэт профессионалов в области бизнес-планирования. Желательно, чтобы привлеченная консалтинговая компания имела компетенции в трех аспектах:
1) методология бизнес-планирования и умение ее адаптировать под локальную задачу,
2) анализ внешней среды и прогнозирование объема продаж,
3) финансовое планирование и построение экономической модели бизнес-плана.
Практика совместной записи синглов двумя разными исполнителями и даже творческими коллективами является мейнстримом современной музыкальной индустрии. И этот тот случай, когда бизнесу стоит прислушаться к такому решению.
Реклама.