В этом году светофоры в центре Мурманска начнут жить своей жизнью. Их подключат к коллективному «мозгу», который будет устанавливать интервалы для зеленого и красного сигналов, исходя из числа проезжающих мимо светофора машин.
Уменьшить пробки
Короткое заполярное лето – жаркая пора не только для отдыхающих в Мурманске горожан, но и для различных дорожных служб. Особенно много работы в этом сезоне у городского Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Помимо текущей деятельности учреждение готовится к установке оборудования автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Она станет частью проекта «Умный город», в котором умными должны быть даже светофоры. Они будут менять режимы своей работы, ориентируясь на информацию с датчиков, оценивающих интенсивность и скорость движения машин, а также состав транспортного потока.
– Сейчас закупается оборудование для этой большой сложной системы, и мы уже подготовили фундаменты для установки контроллеров, – рассказал Евгений Власов, заместитель директора ММБУ «Центр организации дорожного движения». – Нам предстоит смонтировать оборудование, обучить персонал работе с программным комплексом, настроить его, и тогда светофоры будут не только реагировать на изменение количества транспорта, но и взаимодействовать друг с другом, подбирая оптимальный режим работы на нескольких направлениях.
В критических ситуациях всегда можно будет включить ручное управление из диспетчерской, давая приоритет общественному или специальному транспорту. Эта функция может пригодиться во время массовых мероприятий, происшествий или движения кортежа.
В этом году запланирована установка семи контроллеров на следующих перекрестках: на проспекте Ленина (от его начала до площади Пять Углов) и двух – на примыкании к Кольскому проспекту улиц Капитана Орликовой и Капитана Пономарева.
АСУДД может сократить время простоя автомобилей и общественного транспорта на светофорах на 15–30 процентов, что уменьшит концентрацию выхлопных газов на перекрестках. Время, отведенное пешеходам на переход дороги, не изменится.
В перспективе к системе можно будет подключить электронные табло и управляемые дорожные знаки, которые будут информировать участников движения о дорожно-транспортной ситуации на следующем участке улицы. А видеокамеры, следящие за перекрестками, могут стать частью действующего автоматического программного комплекса «Профилактика преступлений и правонарушений».
– Пока мы обслуживаем 96 видеокамер, установленных по всему городу и подключенных к этому комплексу, – сказал Евгений Власов. – По запросу представителей правоохранительных органов мы уже не раз предоставляли записи с камер наблюдений, которые работают в скверах.
Где «зеленая волна»?
Пока в Мурманске нет камер, которые бы помогали специалистам ЦОДД выявлять проблемные участки дорожной сети. Они проводят мониторинг лично, выходя на проблемные участки и анализируя потоки машин и людей. Полученную информацию передают в комитет по развитию городского хозяйства администрации Мурманска. Он же принимает все обращения мурманчан по поводу организации дорожного движения и при необходимости отправляет заявку на выполнение работ в ЦОДД. Один из вопросов, который часто задают автомобилисты: «Где «зеленая волна», которую обещали внедрить на проспекте Ленина еще 10 лет назад?». «Зеленой волной» называют такой режим работы светофоров, при котором транспорт, двигающийся со скоростью 40 км/ч, проезжает все перекрестки на зеленый свет – без остановки.
– Впервые мы монтировали «зеленую волну» на проспекте Ленина еще в 1976 году, – вспоминает Евгений Власов. – Но с тех пор транспортный поток увеличился во много раз. Улицы Мурманска не рассчитаны на такое количество машин, которыми ежедневно пользуются его жители. Поэтому «зеленую волну» в таких условиях ввести очень трудно. Интенсивность движения сейчас велика не только на главных улицах, но и на прилегающих, с которых машины поворачивают на проспекты. Поэтому на смену «зеленой волне» приходит АСУДД, гораздо более прогрессивный способ борьбы с заторами.
Обсуждая темы регулируемых перекрестков, невозможно обойти стороной собственно сами светофоры. Несколько лет назад с улиц Мурманска навсегда исчезли ламповые светофоры. Теперь все они мигают светодиодами. Они экономичнее, долговечнее и надежнее. Поставщик дает гарантию до 10 лет. Сейчас ЦОДД выходит на следующий этап развития – переходит от объемных черных светофоров к плоским бескозырьковым. Они не накапливают снег. Последний объемный светофор с козырьком планируется утилизировать в следующем году. А самый свежий светофорный объект с использованием плоских светофоров заработал 28 июля на пересечении улиц Подгорной и Фестивальной.
Технологии не стоят на месте даже в такой сфере, как нанесение дорожной разметки. Эту работу ЦОДД проводит с мая по октябрь. В этом году впервые закуплены не только белая и желтая краски, но и спрей-пластик. Это особый состав, который образует на асфальте пленку и служит дольше краски.
– Для начала мы закупили 10 тонн спрей-пластика, которого должно хватить на шесть тысяч квадратных метров разметки, – рассказал Евгений Власов. – Специальная машина наносит на дорогу одновременно пластиковую смесь и отвердитель. Уже на 18 улицах города мы нанесли разделительные сплошные и двойные линии с использованием спрей-пластика со стеклярусными шариками, которые отражают свет фар в темное время суток. Благодаря закупке еще трех машин для обычной разметки этим летом мы справляемся с работой гораздо быстрее, чем в прошлом году. Можно было бы нанести разметку по всему городу за сутки, если бы у нас было 70 бригад и по всему городу перекрыли движение, но так как это невозможно, работа растягивается на все лето.
Справились без ООН
Создание АСУДД – самый заметный шаг по реализации в Мурманске проекта «Умный город». Еще в октябре 2019 года правительство Мурманской области заявляло о планах создать центр по развитию «умных городов» в Мурманске при поддержке ООН. Сроки реализации и стоимость проекта не уточнялись, но были указаны конкретные меры, от которых столица Кольского Заполярья поумнеет. В перечень входили технологии управления автомобильным трафиком, универсальные электронные карты для жителей, система навигации, электронный канал обратной связи жителей с властями, внедрение информационных цифровых технологий в систему управления ЖКХ.
С тех пор об «умном центре» ООН никто из мурманчан не слышал, не вспоминают о нем и в областном правительстве. Но пункты плана, кажется, уже почти все выполнены. Хотя это можно назвать текущей работой по модернизации инфраструктуры города в различных сферах, которая удачно вписалась в рамки инновационного проекта.
Недавно мурманчане начали получать вместо месячных ученических и единых социальных проездных билетов на общественный транспорт именные пластиковые карты, которые можно пополнять, не предоставляя документы, подтверждающие право на получение льготы.
К концу года по всей области должна заработать интеллектуальная система видеонаблюдения на 360 оживленных перекрестках, которая сможет распознавать лица, фиксировать скопления людей и их агрессивное поведение, бесхозные подозрительные предметы и вызывать на место экстренные службы. Также в этом году начнет действовать автоматизированная система управления дорожным движением, о которой рассказал Евгений Власов.
Для навигации создается сайт и приложение для смартфонов с информацией о туристических и культурных достопримечательностях Мурманской области. Обещают, что своей инновационностью оно заинтересует не только туристов, но и местных жителей.
И последний аспект – ЖКХ. Снежная зима подтолкнула правительство к разработке программного комплекса, который контролировал бы работу снегоуборочной техники в режиме онлайн. В конце июня было заявлено, что система слежения за коммунальной техникой уже апробирована.
Последняя новость – установка «умных счетчиков» электроэнергии. В Мурманском филиале «Россети Северо-Запад» в текущем году будет установлено более полутора тысяч таких приборов учета, которые будут сами передавать показания. Город умнеет на глазах.
– Здорово, что у нас уже есть эффективно работающие собственные оптоволоконные магистральные сети, а также система, состоящая из более 350 видеокамер на территории города! – отметил глава администрации Мурманска Евгений Никора. – И уже сейчас эта инфраструктура помогает видеть, что происходит, и получать видеоархивы с наших серверов как городским службам, так и правоохранительным органам.
В обязанности ММБУ «Центр организации дорожного движения» входит установка, техническое обслуживание и содержание светофорных объектов, дорожных знаков. Нанесение, восстановление и удаление дорожной разметки на проезжей части улиц Мурманска, перемещение транспортных средств для проведения снегоуборочных и аварийных работ, а также массовых мероприятий, техническое обслуживание аппаратно-программного комплекса «Профилактика преступлений и правонарушений», содержание муниципальных специализированных стоянок.
Учреждение отвечает за состояние 143 светофорных объектов и около семи тысяч дорожных знаков. Этим летом ЦОДД должен нанести 26 тысяч кв. м разметки белой краской, 2,7 тысячи кв. м – желтой, порядка 48 км сплошной разделительной полосы и порядка 21 км двойной сплошной.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО и из открытых Интернет-источников.