В жизни каждого человека есть дни, которые он по тем или иным причинам помнит всю жизнь. Для меня одним из таких дней стал понедельник, 21 июня 1976 года. В этот день мы, четверо первокурсников Мурманского государственного педагогического института, сдали последний экзамен летней сессии и перешли на второй курс. Впереди было два месяца летних каникул. Это дело мы решили отметить и отправились в ресторан гостиницы «69 параллель». Едва мы уселись за столик, как в дверях ресторана появились трое военных моряков. Они были стройны, подтянуты и молоды. Как я сейчас понимаю, никому из них не было и сорока лет. Один из троицы был контр-адмиралом, двое других капитанами первого ранга. На мундирах адмирала и одного из каперангов золотом горели Звезды Героев Советского Союза. Герои уселись за соседний с нами столик, и мы до самого конца вечера смотрели на них во все глаза с благоговением и восторгом.
Первый поход
15 июля 1994 года с одной из баз Северного флота две атомные подводные лодки отправились в поход к макушке планеты. Это был первый поход к Северному полюсу атомных субмарин в новейшей истории России. Поход был посвящен 300-летию Российского флота. Командовал этой тактической группой контр-адмирал Александр Берзин, который в это время был первым заместителем командующего флотилией атомных подводных лодок. Во время похода Александр Александрович находился на борту АПЛ «Карелия». А старшим помощником командира этой лодки был капитан второго ранга Александр Моисеев. Именно об этих двух офицерах Российского военно-морского флота я и собираюсь вам сегодня рассказать.
Высокое звание
К началу этого похода за плечами у 48-летнего Александра Берзина было 24 года безупречной службы на Северном флоте. Под его командованием две АПЛ совершили переходы с Северного флота на Тихоокеанский. Осенью 1982 года атомоход Берзина совершил уникальное длительное подледное плавание по периметру Северного Ледовитого океана. При этом на лодках был полный боекомплект ракет. Потом была учеба в Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова. Звание контр-адмирала присвоили Александру Александровичу в 1989 году. А военные моряки присвоили ему свое высокое звание. Они звали его Арктический адмирал.
А вот карьера 32-летнего капитана второго ранга Александра Моисеева только начинала идти в гору. Двумя годами раньше он стал старшим помощником командира АПЛ по боевому управлению. Наивно полагать, что умудренный адмирал и молодой старпом впервые встретились на борту АПЛ «Карелия» во время похода к Северному полюсу.
Конечно, первый заместитель командующего флотилией и старпом одной из лодок встречались и раньше, но именно в этом походе им пришлось общаться как никогда много. Александр Александрович рассказывает мне, что со старпомом он общался гораздо больше, чем с командиром АПЛ. Потому, что на старпома возложено множество всяких обязанностей. Берзин и Моисеев общались минимум по полтора-два часа каждый день 34-суточного похода. Случалось, даже спорили. Но всегда находили общий язык и правильные решения.
Не удержался и задал контр-адмиралу глупый вопрос: «Не заметил ли еще тогда наметанный адмиральский взгляд, не разглядел ли в молодом капитане второго ранга будущего командующего Северным флотом?». Александр Александрович смеется в ответ и говорит: «Я ведь не оракул, чтобы так далеко заглядывать в будущее, но уже тогда было видно, что из Александра Алексеевича получится отличный командир АПЛ».
Тот поход к полюсу имел огромное значение. В то время отношение к армии и флоту в нашем обществе, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Офицерам задерживали денежное довольствие, не хватало топлива для того, чтобы регулярно выходить в море. Многие в те годы ушли с флота. А в том походе именно старпом АПЛ «Карелия» капитан второго ранга Александр Моисеев водрузил на макушке планеты Андреевский и Государственный флаги Российской Федерации. За тот поход Александр Моисеев был награжден своим первым орденом Мужества. А о награде Александра Берзина чуть позже.
Награда нашла героя «на паркете»
После исторического похода пути-дорожки адмирала и капитана второго ранга разошлись. Александр Александрович с ноября 1994 года и вплоть до ухода в отставку в ноябре 2001 года возглавлял кафедру оперативного искусства Военно-морского флота Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова. Стал кандидатом военных наук. А как же высшая награда Родины? Александр Александрович шутит, что награда нашла героя «на паркете», намекая, что к этому времени он с флота ушел на преподавательскую работу в академию. Когда Берзин уезжал с Севера, то, напутствуя его, один из адмиралов сказал: «Пусть президент страны (президентом тогда был Борис Ельцин) найдет пишущую ручку и пусть у него не дрогнет рука, подписывая Указ». Нашел. Не дрогнула. 4 января 1995 года контр-адмирал Берзин стал Героем Российской Федерации.
4 января 1995 года. На дворе новогодние праздники, плавно переходящие в Рождество. Несколько дней тогдашний командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев пытался дозвониться в академию, чтобы поздравить новоиспеченного Героя России.
Когда наконец дозвонился, то сразу же после поздравлений полушутя-полусерьезно попросил: «Сан Саныч! Наведи ты порядок в своей академии! Совершенно невозможно дозвониться, чтобы поздравить Героя». И тут же Сан Саныч добавляет, словно упреждая мой опять-таки глупый и бестактный вопрос: «Что я почувствовал тогда, 4 января 1995 года, когда узнал? Ком в горле, слезы на глазах и гордость». И через секунду продолжает уже в полушутливом тоне: «Мне повезло. Меня награждали через раз. Чтобы не привыкал». И тут же рассказывает об одном награждении.
Поменяли ордена
Раньше, когда лодка перегонялась с Северного флота на Тихоокеанский подо льдами Северного Ледовитого океана, командир лодки автоматически становился Героем Советского Союза. Потом такие переходы стали обычным делом, и Героя за это уже не присваивали. Когда Берзин перегнал на Тихий океан свою первую лодку, его представили к награждению орденом Боевого Красного Знамени. Поход завершился осенью 1988 года. К весне 1989-го никакого Указа о награждении не было. Северным флотом тогда командовал адмирал Иван Капитанец. Он и спросил Берзина о награде. Тот ответил, что тишина. При беседе присутствовал член Военного совета флота. Капитанец спросил его, в чем дело. Тот помялся и ответил, что сейчас орден Боевого Красного Знамени дают только посмертно.
Естественно, ждать этого не стали. Адмирал спросил Берзина: «Сан Саныч, а если мы представление перепишем и представим тебя к ордену Красной Звезды? Не возражаешь?». Сан Саныч не возражал. Представление переписали, и уже через две недели орден Красной Звезды украсил мундир Берзина.
И даже космонавтика
А что же капитан второго ранга Моисеев? После исторического похода Александр Алексеевич стал командиром атомной подводной лодки, в 1999 году – капитаном первого ранга, окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова. Даже вошел в историю космонавтики. Именно с борта АПЛ, которой командовал Моисеев, ракета-носитель «Штиль» стартом из подводного положения вывела на низкую околоземную орбиту два немецких коммерческих микроспутника.
После окончания академии командовал дивизиями подводных лодок Северного флота. В 2008 году был награжден вторым орденом Мужества ровно за то, за что Берзин получил свою Красную Звезду – провел подо льдами Арктики свою подводную лодку с Северного флота на Тихоокеанский. В 2011 году окончил с золотой медалью факультет национальной безопасности и обороны государства Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. 14 февраля 2011 года был удостоен звания «Герой Российской Федерации». В президентском Указе сказано, что звание присвоено «за успешно проведенные испытания новейшего оружия и осуществление целого ряд ракетных пусков». Президент России Владимир Путин, вручая высшую награду, отметил, что лично наблюдал за этими пусками.
В апреле 2012 года капитан первого ранга Александр Моисеев стал командующим подводными силами Северного флота, а в феврале 2013 года ему было присвоено звание контр-адмирала. Надо сказать, что со связью в это время стало лучше, и Александр Берзин мог легко дозвониться до бывшего подчиненного, чтобы поздравить его с высокими наградами и званиями и порадоваться за него.
Герой России контр-адмирал Александр Берзин сейчас живет в Санкт-Петербурге. Он в отставке. Герой России вице-адмирал Александр Моисеев с мая 2019 – командующий Северным флотом.
В самом начале апреля прошлого года я писал небольшой очерк о тогдашнем командующем Северным флотом адмирале Николае Евменове. И закончил его словами о том, что очень часто должность командующего Северным флотом является последней ступенькой перед назначением на должность командующего Военно-морским флотом России. А еще я написал, что ничего не утверждаю, а просто констатирую факт. Через месяц после той публикации президентским Указом Николай Анатольевич Евменов был назначен Главкомом ВМФ России. С 3 мая 2019 года Северным флотом командует вице-адмирал Александр Моисеев. Я ни на что не намекаю. Я просто констатирую факт.
Поход к полюсу имел огромное значение. В то время отношение к армии и флоту в нашем обществе оставляло желать лучшего. Многие в те годы ушли с флота. А в том походе именно старпом АПЛ «Карелия» капитан второго ранга Александр Моисеев водрузил на макушке планеты Андреевский и Государственный флаги Российской Федерации.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
privalihin@vmnews.ru
Фото из личного архива Андрея СЫЧЕВА и открытых Интернет-источников.
--
Английский язык - самый распространеный в мире. Часто требуются услуги профессиональных переводчиков. Как не ошибиться с выбором переводчика? Перевод с английского на сайте rtt-translations.com. Экономический, технический и медицинский переводы. Переводчики обладают высокой квалификацией и значительным опытом. Исключена возможность ошибок. Реклама.