Главный железнодорожный узел Мурманской области на этой неделе переместился на станцию «Выходной». Теперь оттуда мурманчане уезжают на юг и туда же возвращаются после отпусков.
Альтернативный маршрут
Железнодорожное сообщение с Мурманском планируют восстановить через 20 дней. Составы пойдут в обход разрушенного моста на перегоне Мурманск-Выходной по ветке, которая уже строится в рамках проекта Мурманского транспортного узла. Об этом стало известно после совещания с участием замминистра транспорта Российской Федерации Владимира Токарева и генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозерова, которые прибыли в регион с рабочим визитом.
Напомним, 1 июня из-за напора паводковых вод в реке Кола обрушилась часть железнодорожного моста. Движение по нему к тому времени уже было остановлено, поскольку накануне было обнаружено повреждение одной из мостовых опор. Рассматривались два варианта дальнейших действий: попытаться укрепить существующий мост или оперативно проложить почти шесть километров железной дороги в рамках проекта Мурманского транспортного узла, что позволит поездам следовать в областной центр альтернативным маршрутом.
«Сегодня делается все для того, чтобы в максимально короткие сроки запустить движение по резервной ветке, – заверил губернатор Мурманской области, руководитель регионального отделения партии «Единая Россия» Андрей Чибис. – У компании «Российские железные дороги» и подрядчика по Мурманскому транспортному узлу есть необходимые ресурсы. Мы наметили срок восстановления движения на 23 июня».
Параллельно делается все необходимое, чтобы восстановить движение по прежнему маршруту. Уже выработан набор проектных решений, специалисты изучают возможности создания новой конструкции моста.
Система поставок грузов для жизнеобеспечения Мурманска и других населенных пунктов региона отлажена, заверил губернатор. С запасами продовольствия и топлива для котельных все тоже в порядке.
«Нам необходимо провести дополнительные работы по проекту Мурманского транспортного узла, – отметил Олег Белозеров. – Движение железнодорожного транспорта пойдет по малоинтенсивной ветке недалеко от городской застройки. Сейчас мы с коллегами будем решать, как минимизировать для жителей потери от сложившейся ситуации. Мы также посмотрели, как организована работа по пассажирскому движению и договорились подумать, как ее оптимизировать, чтобы пассажиры испытывали минимальные неудобства. Важно не только восстановить движение. Первый этап работ не даст возможности полностью возобновить грузоперевозки, в том числе через порт. Это будет следующий этап, намеченный на начало октября, когда восстановится движение по новому мосту».
Как подчеркнул глава ОАО «РЖД», холдинг намерен предоставить грузоотправителям дополнительные скидки и возможности. Логистический блок компании перестраивает схемы отправления грузов.
«Мы создадим такие условия, чтобы грузоотправители не несли дополнительную финансовую нагрузку, – добавил Олег Белозеров. – В частности, организованы новые точки выгрузки грузов первой необходимости для Мурманска. Перегрузка там осуществляется за счет РЖД».
Сомнительное удовольствие
Злополучный пролет моста обрушился недалеко от Выходного, поэтому из Мурманска до этой станции пассажирам теперь приходится добираться на машинах или на автобусах, которые отправляются от Привокзальной площади областного центра. Судя по всему, особых проблем с отъездом ни у кого пока не возникло. О времени и месте отправления поезда железнодорожники напоминают пассажирам в смс-сообщениях. Также всю необходимую информацию можно узнать в справочной мурманского вокзала.
О чем говорить не приходится, так это об удобстве и комфорте. Заполярные отпускники обычно берут с собой в дорогу немало вещей. И со всем этим багажом ехать в автобусе удовольствие сомнительное, хотя дорога до Выходного и занимает не более получаса.
Сама железнодорожная станция, которой пришлось взять на себя функции главного вокзала области, небольшая. Разместить здесь сразу всех пассажиров даже хотя бы одного поезда не было никакой возможности. Поэтому, например, медпункт обустроили в строительном вагончике, а под временный зал ожидания была приспособлена армейская палатка. Теперь хоть есть, где укрыться от непогоды. Но вместимость палатки невелика, к тому же ее уменьшает непременное требование в условиях коронавируса соблюдать социальную дистанцию.
И из камней растут деревья
Очень быстро на станции «Выходной» появилась новая платформа, с которой пассажиры садятся в поезд. Деревянная, из свежеструганных досок, уложенных на насыпь. Кое-где даже скамейки поставили. Но импровизированная платформа получилась низкой. Молодым людям подняться с нее в вагон наверняка особого труда не составит. А людям постарше, которых среди пассажиров мурманских поездов всегда немало, вскарабкаться на нижнюю ступеньку лестницы вагона без чьей-либо помощи ой, как непросто.
К новенькой платформе от места высадки пассажиров из автобусов ведут тоже новые деревянные мостки. Без них сотням пассажиров было бы трудно пробираться до поезда по местному бездорожью. Немного странно смотрятся здесь появившиеся накануне визита на станцию «Выходной» высоких гостей трогательно-зеленые деревья – декоративные туи, воткнутые прямо в железнодорожную насыпь. Как эти бедолаги будут чувствовать себя посреди этих камней через неделю-другую? Выживут ли? Но чего не сделаешь ради статуса: уж коли полустанок временно стал главным вокзалом, надо соответствовать. Хотя бы зеленью.
Евгения ВОЛКОВА
Елена ГРИБОВА
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО