В выпуске 10 января этого года «Вечерка» открыла новую рубрику – «Строители Мурманска», в которой будет рассказывать о людях, строивших самый большой в мире город за Полярным кругом. Многих из этой прославленной плеяды строителей уже нет, однако еще остались живые свидетели легендарных страниц истории строек города. Мы продолжаем серию этих публикаций рассказом о заслуженном строителе Российской Федерации Анатолии Вольском.
Если бы мурманские здания умели разговаривать, то гостиница «Арктика» наверняка бы вспомнила старшего прораба Анатолия Вольского. Как он на ее строительстве чуть инфаркт не получил! И как его после трех несчастных случаев на гостиничной стройке «прятали» в ПТО – производственно-техническом отделе СМУ-10, где он «раздавал» субподрядчикам объемы работы.
Секретная связь
«Понятно было, что этот трубопровод треста «Севзапмонтажавтоматика», тянущийся из гостиничного подвала аж до самого верха, связан с чем-то секретным, – вспоминает Анатолий Вольский. – А вскоре появился какой-то человек, сказал, что представляет некую рыбную контору, которая, в частности, занимается наблюдением за заливом, и попросил, чтобы на верхнем техническом этаже для этого оборудовали помещение. Я ответил: «Понял». Дело в том, что этот трубопровод в проекте был обозначен, мы его протянули. А что там за начинка должна быть, понятия не имели.
Потом представители этой, так сказать, рыбной конторы пошли в управление капитального строительства Мурманского горисполкома к моему предшественнику Леониду Христофоровичу Айликову, которому к тому времени было уже 82 года. Легендарная личность! Он начал работать в Кольском Заполярье с 1937 года инженером судоремонтного завода «Глав-севморпути», в годы Великой Отечественной войны был строителем оборонных объектов Северного флота. Руководил строительством многих объектов жилищного, социально-промышленного и коммунального назначения в Мурманске. А с 1958 года занимал должность главного инженера УКС Мурманского горисполкома».
Эхо московской «России»
19-этажную гостиницу высотой 64 метра, начали строить в 1972 году, а сдали – в 1984-м. За время долгостроя тогда самого высокого здания в Мурманске в Москве случилось чрезвычайное происшествие, которое сыграло свою роль в возведении «Арктики». В феврале 1977 года на верхних этажах столичной гостиницы «Россия» вспыхнул пожар, в котором погибли 42 человека, а еще 52 – пострадали.
«Во время пожара в «России» началась паника, толпа ринулась на незадымляемые лестницы, и они, скажем так, «не справились» с этим натиском, – объясняет Анатолий Степанович одну из причин большого количества жертв. – Тогда срочно переделали нормативы – увеличили пропускную способность этих лестниц. А у нас они уже были построены по старым нормативам. Что делать? Пришлось ехать в Москву, в Главное управление пожарной охраны СССР. Проторчал я там, наверное, недели две. Специалисты управления просчитали, какие нужно добавить альтернативные компенсирующие мероприятия. И выделили для мурманской самостоятельной военизированной пожарной части – СВПЧ-1 передвижную шведскую лестницу на автомобильном ходу, которая предназначалась для «Арктики» как дополнение к стационарным незадымляемым лестницам».
Их в «Арктике» было две. По правилам безопасности, если вдруг начинается возгорание, лифтовые шахты отключают и дается избыточное давление, чтобы не было тяги. А персонал и постояльцы должны выйти через незадымляемые лестницы, которые расположены за контуром здания, и, стало быть, дым туда не попадает.
Плюс по правилам пожарной безопасности в строящейся «Арктике» был создан аварийный запас воды – две емкости по 50 кубов на самой верхотуре. И своя пожарная насосная внизу. Это на тот случай, если давления не хватает, электроснабжение останавливают, и включается аварийное водоснабжение. Это так называемое сплинклерное пожаротушение.
«Добавлю, что и в гостинице «Арктика», и в универмаге «Волна», который я также строил, предел огнестойкости несущих и ограждающих конструкций был два часа. Мы делали бетонирование каждой металлоконструкции в этих зданиях не меньше 60 миллиметров, - поясняет Анатолий Вольский. – То есть, если в течении двух часов возгорание не устранено, и ограждающие, и несущие конструкции устоят. Это строительные нормы и правила, так называемые СНиПы. Вот почему так много людей погибло при пожаре в печально известной «Зимней вишне»? В частности, и потому, что в таком большом торговом центре не было ни одной незадымляемой лестницы – только внутренние. А вспомните, кровля здания вспыхнула за минуты! Какие там два часа! То есть строительные нормы и правила там были серьезно нарушены».
Мины у нового универмага
Когда в Мурманске открылся долгожданный универмаг «Волна», туда буквально хлынул мечтающий о дефиците народ, кому-то в этой стихийной давке существенно намяли бока, а одной мурманчанке даже сломали руку, о чем не преминули сообщить местные журналисты. И эта травма, увы, была не первой.
Анатолий Вольский рассказывает, что уже построенное и подключенное к отоплению здание универмага, пока там шла отделка, облюбовали местные бичи. И как-то вечером, после работы, туда по какому-то делу из отдела комплектации зашел Илларион Моисеев. Бдительные бичи тут же решили, что это вор. Один из них подкрался к Иллариону Борисовичу сзади и огрел чем-то тяжелым. Строитель получил серьезную травму, был большой скандал.
Но и это еще не все злоключения, связанные с новым универмагом. «Я уже начальником ПТО работал. И вдруг прибегает ко мне взволнованная сотрудница: «Степаныч, пошли! Срочно в «Волну»!», – вспоминает Анатолий Вольский об этом ЧП. – Универмаг к тому времени был уже готов, а с сетями мы, как всегда, опаздывали. Там ливневка и фекальная канализация должны выходить к вокзалу, на улицу Коминтерна. А грунт там насыпной, некачественный. Работал экскаватор, который должен был снять этот некачественный грунт, погрузить в машины и вывезти. А качественный завезти после прокладки трубопровода. И вот русское «авось» в этой ситуации, как потом выяснилось, спасло много жизней. Самосвалов не дали, а потому экскаватор начал работать в отвал. И когда я туда пришел, увидел, что весь отвал полон… противопехотных мин. А если бы самосвалы пригнали вовремя, куда бы они их увезли и где бы выгрузили?!
Я звоню в комендатуру, чтобы дали оцепление. Потом военкомат людей нагнал, оцепили территорию. Стоял строительный кран двадцатипятитонник. Чтобы «пригрузить» мины, военные привезли металлические листы толщиной двести миллиметров. Кран еле-еле их сумел поднять. Остановили движение поездов, автодорожного транспорта на улице Коминтерна. И потом как лупануло! Ни одного целого стекла в округе не осталось! Но окна, правда, довольно быстро после этого ЧП строители застеклили.
Как мне после рассказывал Леонид Христофорович Айликов, приблизительно на том месте, где сейчас ресторан «Губернский», был какой-то склад во время войны. И сам склад разбомбили, а подвал, видимо, завалило и мины лежали, ждали своего часа… Так что всем очень повезло, что самосвалы вовремя не дали. Водители иногда ленились ехать до свалки на другой стороне залива и сгружали такой строительный грунт где-нибудь по дороге».
Страшно представить, что могло бы случиться!
Любимый город
Анатолий Вольский построил в арктической столице сотни объектов. Любимых, говорит, среди них нет. И сердце не дрожит, когда идет мимо. Вот только уже много лет никак не может уехать из этого холодного сурового города на самой макушке планеты. «Жена уже пилить начала, - полушутя-полусерьезно сокрушается он. – Настойчиво зовет в Севастополь, где у нас есть жилье. А я все не могу согласиться… И не знаю, как объяснить свои чувства… Ну не могу расстаться с городом, который построил».
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива редакции,
Анатолия Вольского
и открытых Интернет-источников.
К ТЕМЕ
Драть кнутом
Памятуя о советских стройках, Анатолий Вольский цитирует указ Петра Первого: «Все прожекты зело исправны должны быть, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты будет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю – в назидание потомкам». И добавил: «Упоминание о строительных нормах и правилах было еще в наставлениях императора при возведении Санкт-Петербурга. И попробуй отступись от плана застройки, если тебя чина лишат и кнутом драть будут!».
На советских стройках кнутом, разумеется, никого не драли. Но если заваливал план, приходилось класть партбилет на стол и уходить.
«В 1973 году руководителем треста «Мурманскжилстрой» на много лет стал Виктор Васильевич Сотников, который до этого возглавлял Мурманский горисполком, – рассказывает Анатолий Степанович. – А до Виктора Васильевича трестом при мне шесть или семь человек командовали, не могли сработаться – уходили. Тогда так было: завалил план по сдаче объектов и мощностей – все, уходи».
К СВЕДЕНИЮ
Два мурманских «Океана»
Уже мало кто помнит, что поначалу строящийся универмаг «Волна» называли… «Океан»! Дело в том, что именно такое название носил так называемый «титульный список» – документ, гарантирующий финансирование проектных работ и строительства. Однако магазин «Океан» уже в Мурманске был. Потому после сдачи универмага в эксплуатацию его рабочее название было заменено.
«Мне было не так важно, как назовут будущую «Волну». Мне важно было сдать объект и чтобы все на нем работало, – поясняет Анатолий Вольский свою позицию в выборе имени для своего детища. – Вот взять, например, улицу Капитана Орликовой. Пока она застраивалась, ее называли улица номер 8 в 9-м микрорайоне. А названия магазинам и улицам после сдачи объектов присваивали Мурманский горисполком и горплан. Ну и еще связисты в этом участвовали, это особенно важно было для «почтарей».
_________________________________________________________________________________________
Где подобрать автозапчасть на автомобиль? Выбрать варианты и смотреть можно на сайте rb-auto.com.ua. Заходите и выбирайте по выгодным ценам.
Реклама.