Эта схема придумана самой природой: кукушки подбрасывают своих птенцов в гнезда других птиц, и их крупные птенцы постепенно выдавливают одного за другим законных обитателей «жилплощади». Похожая схема много лет живет и побеждает на рынке недвижимости. Только там речь идет не о птицах, а о черных риэлторах, «профессиональных соседях» и захвате квартир. В российских городах такие схемы захвата жилья не раз становились предметом судебных разбирательств. В Мурманске подобные случаи редкость. Пока?
Жизнь превратилась в ад
Мурманчанка Юлия Ворошилова* обратилась в «Вечерку» в надежде найти защиту от, как убеждена она, «профессиональных соседей», вселившихся в трехкомнатную квартиру ее родителей. За два года у нее в этой «трешке» сменилось шесть соседей и было, кажется, все: пьянки, дебоши, рукоприкладства, намеки и прямые предложения съехать на другую жилплощадь. Или выкупить соседскую долю. Ни одного, ни другого она сделать и не могла, и не хотела. И жизнь ее, утверждает Юлия, превратилась в ад. Говорит, ей впору вслед за одним из своих сыновей написать на своей странице в «ВКонтакте»: «Кто хочет узнать, что такое ад, приходите к нам с ночевкой».
История эта началась чуть больше двух лет назад, когда после смерти матери ее жилплощадь унаследовали дочери – Юлия и ее сестра. Сестра, живущая в другом городе, продала свою долю риэлторскому агентству. А собственник, на которого зарегистрирована доля в квартире, через некоторое время начал сдавать ее в аренду.
Кто такие «профессиональные соседи», Юлия после этого узнала, что называется, на собственной шкуре. «Уже два года я живу в постоянном напряжении, – рассказывает она. – У совершенно незнакомых людей есть ключи от квартиры, в которой мы проживаем вместе с детьми, и я не знаю, кто и в какое время туда придет, как он будет себя вести, как в очередной раз будет давить на нас».
Подсадная утка
Так кто же такие «профессиональные соседи» и откуда они взялись?
«Профессиональных соседей» нанимают, как правило, так называемые черные риэлторы, выкупающие долю в квартире. «Соседи» иногда становятся собственниками доли, но чаще всего ее арендаторами. Их цель – сделать жизнь хозяев квартир невыносимой. И вынудить их продать свою долю за копейки или, напротив, выкупить часть недвижимости дороже рыночной цены.
Специалисты рынка недвижимости подчеркивают, что случаи такого черного рейдерства в последнее время участились. И хоть считается, что жертвами черных риэлторов чаще всего становятся одинокие люди и пенсионеры, от подселения «профессиональных соседей» не застрахован никто.
Для примера вспоминают случай с матерью пятерых детей Викторией Епифанцевой, который в прошлом году, попав на ленты федеральных информационных агентств, буквальное потряс жестокостью и цинизмом. 33-летняя москвичка вселялась в квартиры на выкупленные доли с пятью детьми: старшему было 15 лет, младшему всего восемь месяцев. И превращала соседскую жизнь в ад. Музыку Епифанцевы слушали на полную громкость, телевизор надрывался круглые сутки. Дети носились по квартире с дикими криками, избивали жильцов, выламывали комнатные двери собственников жилья, если они были закрыты на замки, провоцировали и шантажировали людей. Полиция в возбуждении дел отказывала, а участковый только предлагал соседям как-то мирно договориться.
Дело сдвинулось с мертвой точки, когда информация о «профессиональных соседях» Епифанцевых попала в Следственный комитет и прокуратуру. Выяснилось, что многодетная мама – подсадная утка черных риэлторов. А сегодня они орудуют не только в мегаполисах, где стоимость недвижимости значительно выше цен в регионах, но и в провинциальных городах.
Третьего не дано
Когда соседи начали меняться один за другим, Юлию Ворошилову предупредил ее товарищ, знакомый с риэлторским бизнесом: «На вас будут давить, пока вы не продадите свою долю и не съедете. Или не выкупите на выгодных для риэлторского агентства условиях его долю». Третьего в ситуации, когда в квартире появились «профессиональные соседи», не дано. И на мирное совместное сосуществование можно не надеяться.
О том, что в квартире действительно проживают «профессиональные соседи», официально заявить нельзя – не доказано. С точки зрения закона здесь все правильно: соседи находятся в квартире на законных основаниях – по договору купли-продажи жилого помещения либо по договору аренды. Потому и обращения в полицию тоже не приносят результата. Ни к чему не подкопаться! Ну разве если только ситуация не дойдет до рукоприкладства.
Ни совести, ни угрызений
Первый сосед, собственник доли, запомнился Юлии тем, что начал предъявлять претензии по поводу ее домашних животных и захламленности квартиры. «Но он же видел, что покупал, – удивляется Юлия, – и моих животных, и состояние жилья. Непонятно, зачем ему покупка, изначально его не устраивающая?! Он прожил два-три месяца, каждый день за ним на машине приезжал риэлтор, который вел сделку купли-продажи доли. А затем к нам подселили Ивана. Для меня это было полной неожиданностью! Когда я впервые увидела в своей квартире какого-то чужого человека, мне пришлось вызвать полицию. Ведь это было постороннее лицо, я даже не знала, откуда оно взялось!».
Договора аренды у этого человека не было, были только ключи от входной двери, и вызванные полицейские попросили его на выход. А заодно заверили встревоженную горожанку, что можно спать спокойно.
Кто знал, что после этого не получится не то чтобы спокойно заснуть, а вообще заснуть?
– Через некоторое время после отъезда полиции я услышала грохот, словно бы входную дверь кто-то открыл «с ноги», – вспоминает Юлия. – Оказалось, что это приехали риэлтор с собственником доли и Иваном. Риэлтор и раньше вел себя в нашей квартире как у себя дома, мог без стука зайти ко мне в комнату, а иногда дожидался меня с работы, чтобы в очередной раз напрямую предложить съехать. Но тут он, видимо, просто озверел. Бросился ко мне, начал меня бить, несколько раз ударил в грудь. Мой сын, увидев это, начал бросать в риэлтора то, что попало под руку. Сын был в районе кухни, а я – в маленькой комнате. Но они как бы блокировали нас – мы все друг друга видели, но было невозможно подойти друг к другу. Риэлтор ударил сына два раза в голову, пообещал, что прикончит его. У сына остались синяки и кровоподтек на лице. Я вызвала полицию, и только так эту ситуацию удалось погасить.
После этого собственник доли оформил Ивану договор найма, и Иван въехал в квартиру на законных основаниях. А затем подселил к себе еще и брата. К братьям в гости стала наведываться сестра, устраивались посиделки с алкоголем. Угрызениями совести новые квартиранты не страдали.
Законные основания
По факту рукоприкладства Юлия Ворошилова подала заявление в полицию с просьбой возбудить уголовное дело против риэлтора, который, собственно, как следует из ее заявления, и наносил побои. Однако свидетели происшествия с его стороны заявили полиции, что никто удары не наносил, а, напротив, именно в них летели различные предметы, который бросал сын Юлии. И в возбуждении уголовного дела было отказано.
Вообще, иногда складывается впечатления, что есть люди, будто заговоренные от стражей законности! Пять лет назад Мурманск потрясла история о том, как риэлторы пытались отнять квартиру у мурманчанки, получив долю её психически нездоровой матери за якобы имевшийся долг. Риэлторы «раздробили» купленную долю на двоих, караулили девушку у подъезда, настойчиво предлагали ей продать свою долю или выкупить их доли за указанные ими суммы, психологически давили на нее, требовали ключи от квартиры. И суд первой инстанции тогда вынес решение, что сделка была проведена чисто, то есть признал ее законной.
«Риэлтор мог приезжать в квартиру в любое время, в том числе и ночное, – рассказывает Юлия Ворошилова. – Если меня не было дома, они с собственником ждали меня в коридоре, неоднократно предлагали, чтобы я продала им свое жилье или выкупила их долю. Когда меня начинало пугать или это давление, или выходки постоянно меняющихся соседей, я вызывала полицию. Полицейские приезжали говорили: «Но доля же продана, да? Ну и что, что в договоре найма нет вашего согласия? Люди здесь находятся на законных основаниях».
В августе прошлого года подселили Тимофея. Сказал, что он крутой бизнесмен. Потом его сменил Сергей с крайне странной внешностью. Он сказал, что у него еще есть жена и ребенок. От безысходности у меня началась бессонница, удается заснуть только под утро. Я сквозь сон слышала, что рано утром кто-то заходил в квартиру, что-то заносил, что-то выносил. А я даже не знаю, что именно. И кто эти люди, которые имеют полное право в любое время зайти в мое жилье и вести себя по-хозяйски». Где искать на этих людей управу, Юлия не знает тоже. Остается, в общем-то, одно из двух: продать свою долю или выкупить другую – на выгодных для риэлторского агентства условиях. Ведь третьего в ситуации, когда в квартире появились «профессиональные соседи», как известно, не дано.
Имя героини я изменила, поскольку она опасается мести риэлтора.
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.
* Имя и фамилия изменены.
«Профессиональных соседей» нанимают, как правило, так называемые черные риэлторы, выкупающие долю в квартире. «Соседи» иногда становятся собственниками доли, но чаще всего ее арендаторами. Их цель – сделать жизнь хозяев квартир невыносимой. И вынудить их продать свою долю за копейки или, напротив, выкупить часть недвижимости дороже рыночной цены.