Главный мурманский перевозчик, АО «Электротранспорт», готовится отметить 57-й день рождения. 11 февраля 1962 года в Мурманске поехали первые троллейбусы. И с тех пор «рогатый» транспорт стал одним из брендов города, ведь именно у нас проложена самая северная в мире троллейбусная система.

 

Работают с позитивом

 

Со дня своего основания предприятие перевезло более 3 миллиардов 321 миллиона пассажиров. В прошлом году количество поездок на городских троллейбусах и автобусах превысило 4 миллиона 321 тысячу.

– Минувший год оказался удачным в части обновления подвижного состава, – рассказывает генеральный директор АО «Электротранспорт» Сергей Коробков. – Теперь в нашем парке 10 новых троллейбусов и 6 автобусов. Все они оборудованы системой «Эра-Глонасс», кнопкой вызова экстренных служб, USB-розетками для зарядки мобильных устройств. В этом году мы планируем приобрести еще столько же.

Обновление парка – одно из обязательных условий для обеспечения безопасности и повышения качества обслуживания пассажиров. Однако для многих работников предприятия каждое списание с баланса устаревших электролайнеров становится драматическим моментом. 

– Для меня все троллейбусы точно дети, – говорит начальник троллейбусного депо АО «Электротранспорт» Александр Самылов. – Я здесь работаю почти 45 лет и отлично помню самые первые двухдверные «ЗиУ-5». Ох и холодные они были! Водители работали в валенках, полушубках, рукавицах. В кабины нам приходилось устанавливать специальные обогреватели, чтобы стекла не покрывались льдом. От такого обогрева у водителей нередко начинала болеть голова, но никто не жаловался, да и пассажиры были довольны. Сегодняшние троллейбусы, конечно, стали намного комфортнее, но со «старичками» все равно жалко расставаться. Хотите верьте, хотите нет, но у каждого из них свой характер. Наши троллейбусы – это не просто машины, они будто чувствуют настроение водителей, кондукторов, мастеров в ремонтных цехах… Потому и работать мы стараемся, как сейчас модно говорить, с позитивом.

Удалось предприятию решить еще одну проблему – острую нехватку водителей автобусов. Напомним, в 2014 году Мурманск едва не погрузился в транспортный коллапс – под угрозой тогда оказались все автобусные перевозки из-за колоссальных финансовых проблем Автоколонны № 1118. Но автобусное сообщение спасли – оно перешло под крыло «Электротранспорта». И лишь в прошлом году предприятию удалось практически полностью укомплектовать штат водителей автобусов, чему во многом способствовал Мурманский строительный колледж имени Н. Е. Момота.

Не остались безучастны к кадровой проблеме родного предприятия и водители троллейбусов, они прошли переобучение и теперь возят пассажиров по автобусным маршрутам.

 

Новые направления

 

Большое внимание на предприятии уделяется совершенствованию маршрутной сети. К примеру, в январе этого года до улицы Карла Либкнехта продлили автобусный маршрут

№ 24, соединяющий Абрам-Мыс с центром Мурманска. Раньше конечная была на улице Ленинградской.

В планах продлить и довозочный маршрут № 3Т. Сейчас пассажирские автобусы малой вместимости ездят до гипермаркета «О,кей», а, возможно, вскоре они станут ходить до городского центра занятости населения.

– О необходимости пустить транспорт в этой части города нам неоднократно говорили мурманчане. В ближайшее время мы вынесем вопрос о продлении маршрута № 3Т на рассмотрение транспортной комиссии, – отмечал Сергей Коробков. – Также мы продолжаем думать, как оптимизировать работу автобусов № 1, 11, 19 и 4Т. Об этом тоже не редко просят наши пассажиры.

 

И ни одной жалобы!

 

Продолжают специалисты предприятия монтировать на остановках электронные информационные табло, которые сообщают время до прибытия ближайших троллейбусов и автобусов. Сегодня такими устройствами оборудованы уже восемь остановочных пунктов города.

Также пассажиры могут узнать, когда подойдет нужный троллейбус или автобус, на сайте www.troll51.ru. Однако в последнее время этот портал все чаще используют и недобросовестные конкуренты «Электротранспорта» – частные перевозчики, водители маршруток, которые стараются первыми подъехать к остановкам.

Делается это, конечно, совсем не для пассажиров. Говорят, так частные извозчики пытаются выполнить норму, установленную владельцами микроавтобусов, от этого напрямую зависит размер их зарплаты. И на этой неделе в городе даже поползли слухи о забастовке водителей маршруток, ведь на дорогах не видно было популярных микроавтобусов № 51, 54 и 10. Возможно, причиной тому стало увеличение директорами мелких фирм-перевозчиков нормы ежедневной выручки, что совсем не выгодно работникам.

Большинство «брошенных» маршрутчиками пассажиров в начале этой недели ездили по своим делам на троллейбусах и автобусах. И никаких проблем с возросшим пассажиропотоком «Электротранспорт» не ощутил. А ведь, по подсчетам предприятия, во вторник автобусы и троллейбусы перевезли на 36 тысяч человек больше, чем в понедельник! Но ни одной жалобы на работу троллейбусов и автобусов в «Электротранспорт» не поступило.

 

Мелочь больше не нужна

 

С 11 февраля во всех городских автобусах и троллейбусах можно будет расплачиваться по безналу. К оплате станут принимать карты любых российских банков, оборудованных специальным чипом для бесконтактных платежей. Для покупки билета карту достаточно просто поднести к валидатору – в конце января все эти устройства были перепрограммированы под новую задачу. Также появится возможность оплатить проезд и с помощью специальных приложений, установленных на смартфон.

Первые три недели система будет работать в тестовом режиме, но не на одной-двух машинах, как это делается в других городах нашей страны, а во всех автобусах и троллейбусах. Это позволит максимально полно оценить ее возможности и выявить проблемы. В «Электротранспорте» уверены, что это нововведение не только привлечет новых пассажиров, но и облегчит работу кондукторов, которым не придется носить тяжелые сумки с мелочью.

Также до конца этого года весь городской пассажирский транспорт будет оборудован дополнительными камерами видеонаблюдения. В каждом автобусе и троллейбусе установят по шесть таких устройств. Пока же системы видеофиксации установлены во всех водительских кабинах, а также в салонах троллейбусов. И кстати, они уже не раз помогали вычислять карманников и хулиганов.

 

Дом для автобусов

 

Еще одно знаковое событие в жизни «Электротранспорта» связано с депо № 4, что на улице Домостороительной, 18. Год назад туда переехали все городские автобусы, но лишь недавно там появилось централизованное отопление. До этого работать коллективу приходилось с электрообогревателями.

– Когда мы получили это здание, тут требовалась масштабная доработка, в частности, прокладывание смотровых ямочных канав, без них работать бы не смогли, – отмечает начальник автобусного депо АО «Электротранспорт» Павел Багаев. – Все сделали, и сегодня есть все условия для ремонта и выпуска на линию наших автобусов, а их на балансе сейчас 115 единиц. Вот на первом участке технического обслуживания ежедневно проверяется исправность работы всех узлов машин, а на втором через каждые 20 тысяч километров ведется углубленное техническое обслуживание. Есть у нас и автоматизированная мойка, скоро запустим систему очистных сооружений, чтобы использовать воду повторно. В моторном цехе установлена большая моечная машина, в ней до блеска отмывается любой двигатель, что необходимо для качественного ремонта. Есть на территории и своя заправочная станция.

– Конечно, работать нам стало намного комфортнее. В троллейбусном депо ютиться всему городскому транспорту было тесновато, – поддержал коллегу Сергей Масленников, начальник службы эксплуатации № 2 АО «Электротранспорт». – А теперь есть все условия для эффективной работы: прекрасно оборудованные помещения, надежная техника, и, что самое главное, сплоченный коллектив, где каждый искренне любит свое дело.

 

Надежда ЛЕБЕДЕВА.

lebedeva@vmnews.ru

Фото автора и из архива редакции.