Мультики матушки Ольги
Держу пари, что единственная в России, а то и в мире, матушка-мультипликатор живет в Мурманске. Матушка Ольга, а в миру Ольга Завацкая, в заполярной столице личность известная. И во многом благодаря своим мультипликационным проектам, последний из которых заслуживает особенного внимания.
Интеллектуальный товар
Известные в Мурманске мультипликаторы сестры Ольга Завацкая и Елена Князева завершили работу над необычным проектом – мультимедийной книгой для детей «Жития святых». Это виртуальное издание с так называемыми живыми картинками, которые активируются от прикосновения к экрану гаджета. Мультипликаторы не исключают, что книга может быть издана и в бумажном варианте. Однако пока заказчиков, которые бы заинтересовались изданием, не нашлось.
«Все делали собственными силами, а с необходимой аппаратурой нам помог известный мурманский бизнесмен Игорь Александрович Коковихин, – рассказывают о работе над проектом мультипликаторы. – Вели переговоры об издании мультимедийной книги и в Мурманске, и в Петербурге, однако все сегодня хотят быстрого возврата вложенных денег и так называемого навара. Но ведь это не торговля водкой, это интеллектуальный товар, продажа которого не может одномоментно вернуть вложенные средства».
Скрытая информация
Как говорят мурманчанки, их необычный проект стал своеобразным ответом сегодняшней мультипликации, которую они считают слишком примитивной для современных детей. Особенно Ольгу Завацкую и Елену Князеву возмущают компьютерные игры, которые занимают львиную часть досуга сегодняшних чад. Мало того. Ольга Завацкая, к примеру, уверяет, что в такие игры может быть, скажем так, подмонтирован
25-й кадр, который несет скрытую информацию, не всегда безопасную.
«Когда я в 80-х годах работала на Свердловской киностудии художником-мультипликатором, мы рисовали мультфильмы на кальке, – вспоминает она. – Любой мультипликатор прекрасно знает: глаз человека устроен таким образом, что видит 24 кадра за секунду. Но мы рисовали для одной секунды мультфильма 12 кадров, поскольку каждый кадр опять-таки из-за особенности восприятия человеком повторяется. Тогда движение мультипликационного героя воспринимается естественно».
Если это движение нужно замедлить, то кадр повторяется неоднократно, смотря до какой степени нужно приостановить персонаж. Но так или иначе за одну секунду перед взглядом человека мелькает 24 кадра. Есть мнение, что остальные кадры он не может уловить осознанно, отчетливо. Сторонники этого мнения всячески поддерживали методику воздействия на подсознание при помощи дополнительных кадров. Автором представленной методики считается человек по имени Джеймс Вайкери, впоследствии признавший, что его эксперименты, результаты которых говорили о том, что 25-й кадр воздействует на сознание человека, были сфабрикованы. Но даже в наше время использование 25-го кадра запрещается законом во множестве стран мира. Поскольку ученые доказали, что при определенных обстоятельствах воздействие «скрытых» кадров на психику человека все же существует. И может применяться не только с целью рекламы, но и пропаганды.
В России использование эффекта 25-го кадра также запрещено законом. Однако это касается проверенной легальной продукции. А как быть с контрафактом?
«Думаю, любой профессиональный мультипликатор сможет легко различить своим, что называется, наметанным взглядом 25-й кадр, – считает Ольга Завацкая. – Лично я видела такие кадры в детских компьютерных контрафактных играх, этот кадр словно бы «висит» или «торчит», мелькая, выбивается из общего ряда».
Приказали долго жить
Ольга Завацкая рассказывает, что и сейчас, как когда-то в 80-х, рисует свои мультипликационные проекты на кальке. Затем она их сканирует, переводит в цифровой формат и раскрашивает с помощью фотошопа.
В 90-х годах, когда вернулась в Мурманск, стала здесь единственным мультипликатором. И первой, кто начал снимать мультипликационную рекламу для местных компаний.
Причем многие ее мультипликационные ролики так и не увидели эфир – в лихие 90-е фирмы успевали разоряться и закрываться раньше, чем для них был нарисован промо-мультик. Так было, например, с мясным магазином «Губернский» и еще с несколькими мурманскими компаниями. Однако в памяти у многих горожан остался милый мультяшный ролик Ольги Завацкой о магазине «Алиса», который в 90-е торговал шубами.
В это же время она нарисовала свой первый мультимедийный «фильм» по научно-фантастическому роману Артура Конан Дойла «Затерянный мир». Воистину неоценимую техническую поддержку мультипликатору оказала мурманская фирма «Тандем», торговавшая множительной техникой. Тогда казалось, что это всего лишь первый шаг перспективного сотрудничества. Однако и эта компания вскоре приказала долго жить.
Сроки горели, людей не хватало
Сейчас Ольга Завацкая нет-нет и вспомнит, как попала на Свердловскую киностудию. Вечный борец за справедливость не сошлась во взглядах с преподавателем на последнем курсе свердловского художественного училища. И в порыве чувств, что называется, хлопнула дверью! Собрала свои работы и отправилась на киностудию, благо та была через дорогу.
«Там режиссеры посмотрели мои рисунки и сразу приняли в штат, – вспоминает Ольга. – Я им несколько раз принималась объяснять, что у меня диплома пока нет, но они и слушать не стали, мои работы им были важней. Сказали, что к ним сюда даже с красными дипломами столько выпускников училищ приходит, а бывает, что и дня продержаться не могут! Мультипликация – это же очень кропотливая работа. Надо рисовать не как хочется, а как задумал режиссер. Нужно вникнуть в его идею, ни в коем случае нельзя тянуть одеяло на себя, и с каждой картиной приходится саму себя переучивать. Мы месяцами не уходили с работы – сроки сдачи мультфильмов горели, людей не хватало. У нас там все было: спальные мешки, запасные зубные щетки, душевые, гримерки, бухгалтерия, где выдавали зарплату, и бар. Выходишь так однажды с работы – оп! – новый дом напротив киностудии построили! Работали без праздников, выходных, очень часто ночами, важно было успеть к сроку, который определял советский комитет Госкино. Он всегда, собственно, и выступал заказчиком мультипликационных фильмов».
Бешеный дефицит
Больше всего Ольге Завацкой на свердловской киностудии запомнилась работа над мультфильмом по мотивам чукотских народных сказок «Кутх и мыши». Вместо необходимых 15 мультипликаторов над проектом трудилось в два раза меньше, работали в режиме цейтнота. «В нашем проекте даже оператор рисовал, мы все были многостаночники: работали и за режиссера, и за постановщика, могли заменить друг друга в любую минуту, дефицит кадров был бешеный! – рассказывает мурманчанка. – В проекте было занято семь человек, и каждый из нас мог в едином стиле, абсолютно одинаково рисовать героев мультфильма, чтобы не было видно руку и почерк разных художников. Мы все специально учились этому на одном из этапов подготовки к съемке мультфильма».
«Считающий» колобок
В одном из уникальнейших советских свердловских проектов Ольга Завацкая выступила режиссером. Продвинутые специалисты свердловского оптико-механического завода придумали для ребятишек необычную игрушку «Колобок», в которую можно было вмонтировать мультик и смотреть его через специальный глазок. «Мой мультипликационный фильм, который показывала игрушка, учил маленьких детей считать до десяти. В самом начале Иван-царевич стрелял из лука. Одна стрела попадала в ларец. Из него появлялись два молодца одинаковых с лица. Затем появлялся Змей-Горыныч с тремя головами… И так, постепенно просматривая мультфильм, ребенок учил устный счет», – объясняет мультипликатор.
В начале 90-х эта игрушка продавалась по всему Советскому Союзу и пользовалась большим успехом, но после «разгула» перестройки была снята с продажи. Многие коллеги Ольги были вынуждены разъехаться из уже екатеринбургской киностудии по разным городам и весям. Ольга вернулась домой, в Мурманск, вышла замуж за прекрасного хирурга-травматолога медсанчасти «Севрыба», сейчас он – отец Петр. В первый же совместный отпуск супруги решили навестить родное для Ольги место в Екатеринбурге. Словно в насмешку над развалившейся отечественной мультиндустрией огромное помещение киностудии было превращено в рынок. «В павильонах, где раньше снимали художественное кино, продавали свинину, помидоры, укроп. А в кабинете начальницы нашего мультипликационного цеха обосновалось бюро знакомств с иностранцами, – грустно улыбается Ольга. – И еще повсюду продавали одежду, горы одежды, везде висели какие-то страшненькие тряпки, которые, как мне тогда показалось, символизировали упадок нашей отечественной мультипликации».
Знаковая фраза
Ольга Завацкая с гордостью говорит, что их, мультипликаторов старой закалки, учили работать или на самом высоком уровне, или не работать вовсе. Со своими коллегами по киностудии, разъехавшимися в 90-е по всему Советскому Союзу, она до сих пор дружит, общается, делится новостями. Частенько вспоминает знаменитого Александра Петрова, получившего статуэтку «Оскар» за мультипликационную экранизацию романа Хемингуэя «Старик и море». А фразу Александра Татарского, автора культовых лент «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Моя жена курица», которую вычитала в одной из его статей, считает знаковой: «Все бездарное начинается в детстве – с бездарной картинки над кроватью и первого бездарного мультфильма». Она считает, что бездарных мультфильмов быть не должно. И вновь мечтает начать еще один мультпроект. Потому что не может по-другому. А на порой недоуменные взгляды отвечает: «Я мечтала стать мультипликатором, я им и стала!».
Фразу Александра Татарского, автора культовых лент «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Моя жена курица», которую вычитала в одной из его статей, считает знаковой: «Все бездарное начинается в детстве – с бездарной картинки над кроватью и первого бездарного мультфильма». Она считает, что бездарных мультфильмов быть не должно. И вновь мечтает начать еще один мультпроект. Потому что не может по-другому. А на порой недоуменные взгляды отвечает: «Я мечтала стать мультипликатором, я им и стала!».
Анжелика КОВАЛЕВА