– Фефочка! Скажи «Ыба!».
– Селедка!
Мало найдется людей, кто, услышав слово «логопед», не вспомнит этот знаменитый диалог из прекрасного фильма «По семейным обстоятельствам». Сцену, где персонаж Ролана Быкова общается с Леночкой, без смеха смотреть невозможно.
В реальной жизни таких «специалистов» встречать не доводилось. А вот малышей да и детей школьного возраста, не выговаривающих буквы или вообще мало и плохо говорящих, сколько угодно. Насколько значима эта проблема для развития ребенка, как вести себя родителям и когда стоит бить тревогу, рассказали специалисты Мурманской детской городской поликлиники № 4.
Почему молчит малыш
– Многие родители полагают, что любой ребенок, если у него нет никаких выявленных патологий, научится говорить сам. Он слышит посторонние звуки, телевизор, речь других людей и постепенно начнет их повторять. Так ли это?
– Изначально родители должны понимать, что речь – это не врожденная функция, – пояснила главный врач поликлиники, врач-невролог Светлана Белозерова. – Не надо думать, что ребенок рождается и речь появляется сама. Это приобретаемый навык, который формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от окружения, в котором находится ребенок. Соответственно для того, чтобы этот навык приобретался, должна быть почва. В первую очередь – живое общение с родными, достаточная речевая практика.
Развитие речи – процесс индивидуальный, малыши не знают о каких-то возрастных нормах и овладевают речью в своем ритме, который иногда может не совпадать с ритмом других детей и данными различных популярных статей. Чаще всего за ориентиры берутся следующие периоды развития речи: с рождения – простые голосовые реакции (крик, плач), в 3–4 месяца должно появиться гуление, после полугода – лепет, к году – первые простые слова «мама», «папа», звуковые сочетания «би-би», дальше ребенок начинает понимать обращенную речь.
– Есть семьи, в которых растут очень молчаливые дети. При этом малыши не имеют патологии, проблем со здоровьем, слухом и речевым аппаратом. Почему такое происходит?
– Причинами такого затянувшегося молчания может быть наследственность. Если мама и папа не сразу заговорили в детстве, есть вероятность, что малыш пойдет по их стопам. Еще одна причина – отсутствие необходимости: если все желания малыша предугадываются или, наоборот, игнорируются, у него просто нет необходимости что-то говорить. Влияет на ребенка и постоянный звуковой фон дома. Включенный весь день телевизор превращает речь родителей в такой же звуковой фон. А иногда родители попросту с ребенком не разговаривают. Большую часть свободного времени общаются с гаджетами, а не с малышом. Или ребенку дают в руки телефон или планшет, чтобы он сам чем-то там занимался. Это бич сегодняшнего дня. В итоге получается, что ребенок воспринимает речь как звук, который не может понять. Причем родители зачастую обращают на это внимание, только когда малыш идет в детский сад и на эту его особенность им указывают воспитатели.
– Возможно ли, что, общаясь со сверстниками в детском саду, малыш начнет больше говорить и это подтолкнет развитие речи?
– Мы же предъявляем определенные требования к растущему ребенку. Чтобы его речь была правильной, необходима база, словарный запас. Общение только с одновозрастными детьми этого не даст. Он не получит того богатого оттенка, не почерпнет новых слов и красивых выражений, а будет находиться на их уровне, не развиваясь. Кстати, мультики этого тоже дать не могут. Совсем другое дело, когда мы читаем ребенку художественную литературу, сказки. Там же красиво выстроенные фразы, четкие законченные предложения. С теми остановками, паузами, которые должны быть, правильными речевыми оборотами. Вот это является примером для ребенка.
Мы их теряем
– В каком возрасте и на что родители должны обратить внимание?
– В два года можно обратиться к логопеду и психологу, если ребенок не понимает обращенную речь, – подключилась к разговору логопед Надежда Шарапова. – То есть он не может, например, выполнить банальную бытовую просьбу: «Принеси чашку» или «Надень штанишки». В 3–3,5 года нужно обратить внимание на формирование фразовой речи. В три года у ребенка уже должен быть сформирован этот навык на уровне двух-трех слов: «Мама, идем гулять», «Папа, купи машинку». К пяти годам совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок должен правильно строить фразы и говорить на уровне взрослого человека. Допустимо, когда он еще не овладел сложными сонорными звуками «р», «рь», не может сказать такое сложное слово как, например, «бронетранспортер». Но когда в пять лет ребенок говорит усеченными предложениями, безграмотно, не структурируя предложно-падежные конструкции, нечетко, так, что приходится догадываться, надо обратиться к логопеду.
– Раннее общение, что называется, с пеленок – это и залог будущей успеваемости в школе?
– Конечно. Ведь таким образом идет формирование специфического фонематического слуха, который влияет на овладение сначала устной, а потом и письменной речью. Ребенок учится распознавать фонемы, то есть звуки. Если у меня не сформирован или не развит музыкальный слух, то я просто в компаниях стараюсь не петь. На качество жизни это никак не влияет. А вот если мы не развиваем фонематический слух в детстве, то есть нам не пели песни, с нами не разговаривали или говорили очень мало, с нами не играли, не читали нам книг и ничего не обсуждали, не формировали грамматику, то в итоге не сформирована и устная речь. Даже если ребенок при этом умеет правильно произносить все звуки, он не сможет грамотно писать, оформить то, что говорит, на письме.
– Иногда родители считают, что они же как-то выросли без этого раннего общения. Их мамы и папы были на работе, им просто было некогда читать ребенку книги по вечерам.
– Но ведь сейчас предъявляются совсем иные требования. Если человек хочет получить образование, профессию, он должен писать и говорить грамотно. А все это закладывается в раннем детстве. К нам на консультации часто приходят дети со школьной неуспеваемостью, особенно по русскому языку. Пишут с грамматическими ошибками, не умеют излагать свои мысли письменно и устно. Чаще всего родители не связывают это с развитием речи, считают, что ребенок просто лентяй или учитель не нашел подход. Дети порой уже и говорить-то не умеют. Они все в гаджетах. Если посмотреть их переписки, то там все в сокращениях, картинках, смайликах. То есть это большая часть нового поколения, которое мы просто можем потерять в плане общения. Все заменяют символы.
К теме
Психолог Мурманской городской детской поликлиники № 4
Светлана Трофимова:
– Бывает, на консультацию приходит мама, говорит, что ребенок все понимает, легко осваивает обучающие и развлекательные игры на планшете в соответствии с возрастом. Но при этом он не может объяснить свои действия, почему делает именно так. Интеллект есть, а речь не развита. Мало дать игрушки, надо научить ребенка в них играть, распределить роли, объяснить, кто какие функции выполняет. Надо общаться, разговаривать. Если этого не происходит, идет задержка в психоэмоциональном развитии. Отсюда у ребенка низкая самооценка, появляются тревожность, зажатость, эмоциональные перепады. Естественно, страдают и интеллектуальная деятельность, внимание, мышление. Все эти зоны связаны с речью. Чтобы этого не случилось, с детьми надо общаться.
Юлия РОМАНОВА. gorod@vmnews.ru Фото Максима КОТОВА.