Вчера Мурманск отмечал День стойкости и мужества горожан в годы Великой Отечественной войны. Действие происходило на территории недавно открытого одноименного мемориала.
В начале просто необходимы несколько строк о важности для Мурманска даты 18 июня 1942 года. Напомню, что в этот день Мурманск подвергся мощнейшей авиабомбежке. Наверное, нет смысла пересказывать многочисленные истории об этом страшном для нашего города дне, тем более что журналисты «Вечерки» ранее написали об этом событии блестящие статьи и собрали воспоминания очевидцев. Однако напомню, что сама тема памятной даты и мемориала возникла по инициативе Алексея Веллера, тогдашнего главы Мурманска. За короткий период на южном берегу Семеновского озера создали не ходульный памятник или фигуру солдата в виде пупса (к сожалению, такие «памятники» все еще кое-где появляются: там, где к памяти о войне относятся бездушно, лишь бы отписаться о выполнении), а великолепно вписанный в ландшафт мемориал, несущий в себе массу цепляющей за душу информации, отлично воплощенный архитектурно. Что же касается нашей национальной идеи...
В основе ее у любой великой нации лежит что-то, что имеет влияние на жизнь и историю всей планеты.
И у нас есть три таких момента. Во-первых, это мы главные победители в самой страшной, самой кровавой, самой масштабной войне в истории человечества. И, если бы не мы,вся мировая история пошла бы по другому сценарию. Путем невиданных в истории жертв и беспримерным самоотречением наш многонациональный народ развернул историю планеты. Это сделали наши деды и отцы.
Во-вторых, полет в космос Юрия Гагарина. В-третьих, российская культура, положившая начало целым направлениям. Для литературы – Достоевский и Толстой. Для театра – Чехов. Основополагающими в мире стали русский балет, музыка Чайковского, кино Эйзенштейна...
Кстати, перед началом митинга в понедельник, 18 июня, звучала 7-я симфония Шостаковича, посвященная блокадному Ленинграду – самой страшной и самой героической осаде города за всю историю войн. Ведь Мурманск – тоже часть героической обороны всего Северо-Запада. И с Ленинградом (Санкт-Петербургом) Мурманск связан больше, чем с каким-либо другим городом нашей Родины.
Но настоящим украшением вчерашнего мероприятия стало выступление Тамары Александровны Ивановой, которая в возрасте 12 лет сама пережила в Мурманске тот страшный день бомбежки.
Тамара Александровна рассказывала, как они услышали сигнал воздушной тревоги и оповещение о том, что надо укрыться в бомбоубежищах. Как она, схватив будильник (единственные оставшиеся в семье часы, которые настрого наказал беречь отец, – ведь нельзя на работу проспать!) бросилась в сторону «защитной щели» (это вырытые в земле окопы с накатом, которые язык не поворачивается назвать полноценным бомбоубежищем) на улице Профсоюзов. Их деревянный дом стоял недалеко от места, где сейчас подъезд областного театра кукол. Как они – набившиеся в это ненадежное укрытие женщины, старики, дети – пережили ужас первой волны налета. Как она выскочила из укрытия и бросилась в сторону сопки, по верху которой сейчас идет улица Буркова. Тогда вся сопка была изрыта окопами. 12-летняя девочка свалилась в окоп и, словно Андрей Болконский, смотрела в небо Мурманска, все изрезанное следами самолетов. А батарея зенитчиц на Зеленом мысу бесстрашно лупила прямой наводкой по фашистским летчикам.
С сопки видно было, как полыхает весь центр Мурманска, как мечутся люди, пытаясь бороться с огнем и как-то спасти свой скудный скарб.
А немцы все бомбили и бомбили. Время спрессовалось. Как-то резко наступил вечер. Девочка спустилась с сопки и увидела – на месте ее родного дома, на месте соседних домов городского центра – сплошные пепелища, со сверкающими лужицами расплавленного стекла.
Тамара Иванова рассказала, как пошли они с мамой, родней и соседями в два уцелевших дома на нынешней улице Буркова и как размещали их спать на полу.
И укладываясь, никто не забывал завести будильник. Ведь от работы на завтрашнее утро никто не освобождал. Мурманск продолжал жить, сражаться и работать.
Я слушал Тамару Александровну, глотал невольную слезу и банально думал: да, были люди в их время! Да любые европейцы от таких ужасов давно бы спятили и к обеду сдались на милость победителя. А наши предки выстояли и победили. В этом и есть наша сила и наша национальная идея.
Дмитрий Малышев.
malyshev@vmnews.ru
Фото Дмитрия Саяпина.