В Мурманске продолжается расследование смертельного ДТП, которое произошло 28 мая. Около 16.30 на перекрестке улиц Полярные Зори и Книповича в автобус 10-го маршрута врезался пикап. В результате ДТП погиб водитель иномарки, десяток северян пострадали. «Вечерка» узнала подробности страшного происшествия.
Родились в рубашке
– Я 35 лет вожу автобусы, но подобных аварий в черте города не припомню, – рассказывает водитель автобуса Александр Владимирович Жариков. – «Ниссан» шел прямо на меня, но я до последнего надеялся, что он свернет, уйдет со встречки. Потом понял, что столкновения избежать не удастся. Деваться было некуда – на обочине дороги стояли припаркованные машины, экстренного торможения применять не мог, ведь в этом случае пассажиры могли не удержаться, упасть и травмироваться. Снизил скорость и через пару мгновений почувствовал настолько мощный удар, что он даже оглушил.
Александр Владимирович тут же сообщил о происшествии диспетчеру «Электротранспорта», на место аварии сразу вызвали экстренные службы. Ведь медицинская помощь требовалась не только водителю «десятки», но и пассажирам автобуса.
– Момент столкновения я вряд ли забуду. Страшный скрежет металла, треск разбитого вдребезги стекла, упавшие пассажиры, – вспоминает кондуктор Ольга Александровна Макарова. – Конечно, у нас на предприятии регулярно проходят инструктажи, как действовать в нештатных ситуациях. Но теория теорией… Не скрою, в первые две-три секунды была абсолютная растерянность. У всех. Но справиться с первым шоком удалось быстро. За что я очень благодарна пассажирам. Они такие молодцы! В салоне не было ни ругани, ни возмущения, ни истерик. Во время паники же очень сложно сохранять самообладание. А тут все старались помочь людям, получившим серьезные травмы. Мурманчане откликались на любые просьбы, следовали всем указаниям. Молодые ребята помогали женщинам подняться, собирали рассыпавшиеся личные вещи, аварийным способом открывали дверь автобуса, чтобы те, кому не требуется медицинская помощь, могли выйти. И знаете, выбравшись из машины, они еще долго стояли рядом, искреннее переживая за пострадавших, тех, кто остался со мной в салоне. Да и случайные прохожие с неподдельным состраданием справлялись о самочувствии наших пассажиров.
Похожие комментарии оставляли северяне и в социальных сетях. Вот только один из них: «Моя дочка ехала в этом автобусе. Какие-то ребята ее подхватили, когда она полетела вперед от удара. Не знаю, кто они и как зовут, но большое им спасибо за то, что моя девочка отделалась лишь царапинами».
– А еще мы все очень благодарны свидетелю Андрею, – добавила Ольга Макарова. – Этот молодой мужчина ехал на автомобиле за пикапом, который врезался в наш автобус. Сразу после происшествия он припарковался неподалеку, подошел ко мне, оставил свой номер телефона, сообщив, что готов в любое время предоставить запись столкновения со своего видеорегистратора. Так что следствию не придется тратить время на поиски очевидцев.
В результате дорожно-транспортного происшествия Ольга Александровна не получила серьезных травм, отделавшись ушибом колена. Но если бы женщина в момент столкновения сидела на своем кондукторском месте, а не ходила по салону, продавая билеты, она могла бы получить очень тяжелые повреждения.
– После основного удара автобус отбросило на стоявший рядом грузовичок, и от этого удара стекло за креслом кондуктора раскрошилось на мельчайшие осколки. Посечь ими могло основательно, – рассуждает кондуктор. – Да и как Александр Владимирович, наш водитель, умудрился отделаться сильным ушибом левой голени – ума не приложу. Кабина была усыпана острой крошкой. И еще знаете, что удивительно? Среди пассажиров, а во время ДТП в салоне было довольно много людей, в этот раз совсем не было маленьких детей.
Изувеченный автобус
Повреждения, которые получил пассажирский МАЗ-103, поразили и других работников «Электротранспорта», которые прибыли на место происшествия для буксировки автобуса в депо. Из-за столкновения в салоне некоторые сиденья даже оторвало с креплений!
– Удар пришелся в левую сторону, где находится рулевое управление. Кардан, угловая передача редуктора оказались разбиты, – перечисляет начальник автобусного депо АО «Электротранспорт» Павел Багаев. –. Буксировать обычным способом машину мы не могли. Потому пришлось на предприятии собирать технический совет и решать, как убрать искореженный автобус с проезжей части. Заводом-изготовителем преду-смотрено только одно крепление для буксировки. Но у МАЗа было неисправно рулевое управление. Буксировка была допустима только на жесткой сцепке. Потому мы решили дополнительно изготовить второе крепление для трапеции – специального устройства, расположенного под бампером. С чем наши токари справились очень оперативно. Деталь привезли на место ЧП, установили и начали буксировку поврежденного МАЗа в депо.
На территорию предприятия автобус доставили лишь к 23 часам. По предварительным оценкам, его ремонт продлится не меньше двух месяцев, но до окончания следственных мероприятий мастера «Электротранспорта» приступить к нему не смогут.
Причины выясняются
Сразу после аварии шесть пассажиров автобуса и его водитель были обслужены амбулаторно. Еще двоих мурманчан – 80-летнюю женщину и 20-летнюю девушку – госпитализировали. Пассажира «Ниссана» также отправили в больницу.
Как уже сообщалось, водитель автомобиля «Ниссан Навара» скончался от полученных травм. По нашим данным, звали его Игорь Кабанов, ему было 55 лет. Жил он в Коле.
Многие очевидцы писали в соцсетях, что, возможно, шоферу стало плохо за рулем. Именно так можно объяснить его плавный выезд на встречную полосу. Эту версию в числе прочих рассматривают и правоохранители.
Своим мнением с журналистами «Вечерки» поделилась Екатерина Кузнецова, друг семьи пассажира пикапа, который сейчас находится в больнице с множественными травмами тазобедренного сустава, ребер и черепа.
– Водителю плохо не было, был трезвый, так как вообще не пил, по мобильному не разговаривал, – считает Екатерина. – Ребята просто ехали домой. Водителя лично не знаю. Но могу точно сказать, что он непьющий и ничего не употребляет. Семья нормальная. Он моего друга вез домой. Друг сказал, они и сами не поняли, что происходит и почему машину увело.
Мы задали вопрос по поводу пикапа, ведь подобные грузовички просто так, например для обычных поездок по городу, люди не часто приобретают. На вопрос, связано ли это с работой или хобби водителя, Екатерина коротко ответила: «С увлечением», не желая вдаваться в подробности.
Пассажир пикапа сейчас лежит на вытяжке. Его родные надеются, что все обойдется без серьезной операции. Что касается погибшего, то точную причину смерти назовут только после судебно-медицинской экспертизы.
В настоящее время продолжаются опросы свидетелей и пострадавших, назначены различные экспертизы, в том числе автотехническая, отрабатываются все возможные версии произошедшего.
– Гражданская ответственность владельца автобуса, попавшего в ДТП на улице Полярные Зори в Мурманске, застрахована в АО «СОГАЗ», – сообщил «Вечерке» представитель АО «СОГАЗ» Алексей Гусев. – Пассажиры автобуса, пострадавшие в результате этой аварии, имеют право на выплаты в соответствии с требованиями закона № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика».
Для получения страховой выплаты необходимо обратиться в ближайший офис СОГАЗа с письменным заявлением на выплату (его можно заполнить в офисе), документом, удостоверяющим личность, документом о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах, составленным перевозчиком, а также документами, выданными медицинской организацией, в которую был доставлен или самостоятельно обратился пострадавший, – с указанием характера полученных потерпевшим травм и увечий, диагноза и периода нетрудоспособности. Все пострадавшие могут обратиться за страховыми выплатами после завершения лечения. За каждую травму полагается определенная сумма в зависимости от характера полученной травмы.
– Наш коллектив искренне желает всем пострадавшим в этой чудовищной аварии скорейшего выздоровления, – говорит временно исполняющий обязанности генерального директора АО «Электротранспорт» Владимир Буряк. – Наши пассажиры, которые оказались травмированы в результате ДТП, непременно получат страховые выплаты.
В преддверии отпускного периода хочу напомнить северянам, что российские муниципальные перевозчики в обязательном порядке несут ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам. А вот частные транспортные организации этим нередко пренебрегают. К примеру, мы не раз сталкивались с липовыми полисами ОСАГО, пытаясь взыскать с владельцев мурманских маршруток средства за ущерб, причиненный автобусам и троллейбусам. Смею предположить, что если такие перевозчики не считают нужным страховать свои авто, то о пассажирах они и вовсе не думают.
Надежда ЛЕБЕДЕВА. lebebeva@vmnews.ru
Екатерина БОГДАНОВА. bogdanova@vmnews.ru
Фото из архива АО «Электротранспорт».