Именно в этот день в 1938 году в Москве был подписан указ Президиума Верховного совета СССР о создании Мурманской области. А накануне, 27 мая 1938 года, этим же органом был выпущен другой указ – о ликвидации Мурманского округа. Под обоими документами стоит подпись Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина.
Официальная версия
Мурманчане узнали об изменении статуса своего региона лишь 30 мая, когда в «Полярной правде» были опубликованы оба документа. До этого главная газета Кольского полуострова ни единым намеком не дала знать читателям о предстоящих изменениях. Справедливости ради нужно отметить, что большинство северян к этому известию отнеслись равнодушно – в их жизни оно мало что меняло.
В редакционной статье «Полярки» говорилось: «Создание области облегчает руководство и оперативное решение всех сложных задач политической, хозяйственной и культурной жизни наших городов, сел, предприятий, колхозов. Эта мера имеет целью сделать руководство всех областных органов более конкретным, гибким, оперативным».
Но почему Мурманский край именно тогда стал самостоятельным? Кто вообще был инициатором этих изменений? На первый вопрос «Полярка» отвечает исторической справкой: «В 1920 году в пределах полуострова жили всего лишь 14500 человек. А к 1938 году население бывшего Мурманского округа составляло уже более 250 тысяч человек. Рост почти в 17 раз! Появились новые города – Кировск, Мончегорск, десятки новых рабочих поселков, школы, техникумы. Бурно шла индустриализация полуострова. За это время создана мощная апатитовая и рыбообрабатывающая промышленность. Накануне пуска медноникелевый гигант. Сооружается крупнейший судоремонтный завод «Севморпуть». Реконструирована судоверфь. Растут корпуса мощного Кильдинского кирпичного завода. Успешно работает одна из самых северных гидроэлектростанций – ТуломГЭС. Валовая продукция промышленности, составлявшая в 1920 году 2400 тысяч рублей, в 1937 году увеличилась уже до 269 миллионов рублей».
На первый план, таким образом, выдвигались экономические причины. Но что мешало и дальше Мурманскому округу развиваться в составе Ленинградской области? Вопрос не такой простой, каким кажется на первый взгляд.
Мироныч
Вернемся немного назад. В 1926 году в РСФСР образовалась Северо-Западная область. В ее состав вошли пять губерний: Мурманская, Новгородская, Псковская, Ленинградская и Череповецкая. 1 августа 1927 года Северо-Западную область переименовали в Ленинградскую. К 1 января 1931 года в ней было 95 районов и 1 округ (Мурманский), в которые входило 2603 сельсовета, 39 городов с населением 6 174 900 человек. Таким образом, Ленинградская область была одна из крупнейших в СССР с огромным экономическим и научным потенциалом.
С 1926 года у руля этой важнейшей для страны области стоял Сергей Киров. По воспоминаниям современников, Мироныч – не частый гость в Москве. Он сосредоточен на руководстве вверенным ему регионом. И область не только развивается, но и становится одним из локомотивов всей экономики СССР.
В конце 1929 года группа ленинградских функционеров (в том числе руководители Ленсовета и областной партийной контрольной комиссии) потребовали у Москвы снять Кирова с должности за дореволюционное сотрудничество с левобуржуазной прессой. Дело рассматривалось на закрытом заседании Политбюро и Президиума ЦКК ВКП(б). Во многом благодаря поддержке Сталина Киров вышел из этого столкновения победителем. Его противники были сняты со своих постов в Ленинграде. Казалось, что деятельности Кирова уже ничего не может помешать.
Но не исключено, что помешал он себе сам – слишком уж большим авторитетом пользовался у народа. Такой человек вполне мог рассматриваться как угроза для власти Сталина.
Разошлись по областям
1 декабря 1934 года Киров был убит в Смольном. А уже через два месяца от Ленинградской области оторвали первый кусок – пять районов были присоединены к Калининской (ныне Тверской) области. В 1937 году у области забрали и передали Вологде Череповец, в котором планировалось строить гигантский сталелитейный комбинат (ныне ОАО «Северсталь»).
В 1938 году образуется Мурманская область. Отделению от Ленинградской области Новгорода и Пскова, видимо, помешали две войны – сначала финская, а потом и Великая Отечественная. Но сразу после освобождения этих территорий советскими войсками в 1944 году там образуются самостоятельные субъекты Федерации. И в итоге с 360 тысяч квадратных километров Ленинградская область сократилась до 89 тысяч. То есть стала меньше Мурманской (144 тысячи квадратных километров) более чем в полтора раза.
Когда видишь хронологию дробления Ленинградской области, создание Мурманской области только лишь по экономическим причинам уже не кажется таким очевидным. Однако все, что сказано выше, гипотеза, и не более. Правда, она многое объясняет. Например, почему в Государственном архиве Мурманской области нет документов, посвященных перевоплощению округа в область. Очевидно, что руководство Мурманского округа не имело к этому отношения – поэтому и документов здесь нет. С большой долей вероятности можно утверждать, что инициатива создания Мурманской области исходила из Москвы. Это очень похоже на классическую политику «разделяй и властвуй», ведь во главе новых регионов встали люди, никак не связанные с Кировым и его окружением.
Ленинградец на Мурмане
Начиная с 1932 года у руля Мурманского округа стоял Петр Горбунов. Родившись на Урале в 1897-м, повоевав в Гражданскую войну, он в 25 лет оказался в Ленинграде, куда был направлен на учебу. К 1926 году успел окончить рабфак и два курса Ленинградского электротехнического института, был выдвинут на руководящую работу. Продолжением образования Петра Максимовича можно считать ряд его административных постов на заводах и фабриках Ленинграда в 1927-1931 годах. А в 1932-м Киров отправляет его в Мурманск. Здесь Горбунов первые два года совмещает две должности – председателя Мурманского окрисполкома и Мурманского горсовета.
Петр Максимович сыграл очень важную роль в развитии нашего края. Именно в период его руководства начинаются важнейшие стройки Кольского полуострова – Кировск и Апатиты, а Мурманск превращается из разбитой деревни в полноценный большой город. Известно, что именно Горбунов дал зеленый свет Празднику Севера, по его же инициативе приступили к постройке пивзавода.
Закончить начатое Петр Максимович не смог. В 1936 году его перевели на должность управляющего трестом «Свирьлес». Через год арестовали, а 29 ноября 1938 года он был расстрелян.
После отъезда Горбунова Мурманский округ возглавил Дмитрий Логинов. Всю жизнь он провел в Тверской губернии, где родился, и в Москве, где занимал должности зампредседателя облисполкома и заведующего Московским земельным отделом. Немного проработал в Смоленске. В отличие от Горбунова Логинов имел гуманитарное образование – учился в институте марксизма-ленинизма и на курсах красной профессуры. Причем последние так и не закончил. Можно предположить, что это был скорее догматик, чем практик. В Кольском крае он проработал два года, и 15 марта 1938 года был отстранен от должности председателя Мурманского окрисполкома.
Именно на правление Дмитрия Логинова приходится большая часть репрессий, прокатившихся по Мурманскому округу. Как утверждается в некоторых исторических исследованиях, масштабы репрессий на Мурмане были выше, чем по стране в целом: среднее количество незаконных арестов по политическим мотивам на 1 тысячу человек в 1937 году по СССР – 4,65, в Мурманском округе – 6,04. Был даже период, когда количество расстрельных приговоров превышало в два с лишним раза цифру всех остальных приговоров вместе взятых. В целом в 1936–1938 годах на Мурмане осуждено к расстрелу 1379 человек, к различным срокам заключения – 3055, условно к различным срокам – 149, направлено в ссылку 411. Следует учитывать, что немалое количество заключенных погибло в лагерях. Сам же Логинов счастливо пережил это страшное время и умер своей смертью в 1982 году.
Они были первыми
Последним из руководителей Мурманского округа стал Василий Вершинин. На Мурман он прибыл почти одновременно с Логиновым – в 1936 году. В отличие от своих предшественников образование имел куда более солидное. Как и Горбунов, сначала окончил рабфак, а затем и полный курс Ленинградского инженерно-экономического института. Как и Горбунов, это был птенец гнезда Мироныча и уже поэтому вряд ли мог претендовать на высокие должности. Руководил Мурманским округом он недолго, меньше трех месяцев: уже 1 июня 1938 года его освободили от должности, но оставили в руководстве области. Сначала Василий Ефимович – исполняющий обязанности заместителя председателя Оргкомитета ВЦИК по Мурманской области, а с сентября 1938-го по октябрь 1941-го – заведующий отделом местной промышленности Мурманского областного исполкома. Дальнейшую его судьбу проследить, к сожалению, не удалось.
Горбунов и Вершинин были, говоря современным языком, менеджерами. Их мало интересовала партийная риторика, во главу угла они ставили дело. Не случайно, что в период 1927–1938 годов властным центром округа был исполнительный комитет. Именно здесь, а не в партийных органах решались самые важные вопросы развития нашего края. Именно с председателями исполкома обсуждали планы Киров, Жданов, Микоян и другие руководители страны.
С образованием Мурманской области эта ситуация кардинально меняется. Теперь за все ответственным становится 1-й секретарь обкома ВКП(б). Первым из них стал Сергей Антонович Петров. Он прибывает в Мурманск 1 июня 1936 года, а 23 августа избирается 1-м секретарем. Но работает всего четыре месяца. Почему столь мало, не ясно. Возможно, потому, что тоже ленинградец. Но не исключено, что причинами отставки Вершинина и Петрова стала не близость их к Ленинграду, а серьезные недочеты в работе. В том же Мурманске было немало объектов, которые не строились годами, несмотря на отпущенные средства. Например, хирургический корпус областной больницы.
16 января 1939 года на пост 1-го секретаря обкома назначается Максим Старостин. В отличие от Горбунова, Вершинина и Петрова Старостин – уже руководитель нового типа, объединяющий в себе профессионализм инженера с преданностью коммунистической идее. Командир и комиссар одновременно. Максим Иванович так много сделал для области, что заслуживает отдельного разговора.
! ПУП ЗЕМЛИ КОЛЬСКОЙ
К своему дню рождения Мурманская область получила неожиданный подарок. Его инициатором стал ученик кировской школы № 4 Роман Иванов. Еще в 2016 году он занялся выяснением точного географического центра области и вскоре опубликовал результаты своих исследований на сайте родной школы.
Методы начинающего ученого могут у некоторых вызвать недоумение и даже улыбку. Он вырезал по контуру карту области и приклеил его на плотный картон. Эту фигуру он разместил на свободном подвесе и из точки подвеса опустил отвес, сделанный из нитки с грузом. В результате такой балансировки школьник установил, что центр тяжести фигуры, а он же и географический центр региона, находится в массиве Ловозерских тундр.
Свою работу школьник направил в региональное отделение Российского географического общества, специалисты которого провели более сложные исследования. По их результатам вышло, что «пуп» земли Кольской, ее географический центр, находится в точке с координатами 68º 00' 15" с. ш. 35º 00' 35" в. д, а сама эта точка находится в селе Ловозеро. В самой точке установят соответствующий знак. Сначала появится временный, а летом уже установят постоянный.
Андрей КИРОШКО.
kiroshko@vmnews.ru
Использованы материалы Государственного архива Мурманской области,
Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. Фото из открытых интернет-источников