Куда деть старые покрышки? Этот вопрос встает перед многими водителями в периоды межсезонья. И зачастую решается он просто – авторезину выбрасывают где-нибудь подальше от города, в лесу или оставляют во дворах, в местах складирования крупногабаритного
мусора. При этом никому и в голову не приходит, что тем самым наносится серьезный вред и экологии, и нашему здоровью.
Ядовитые колеса
Обычные шины делают из крайне токсичных материалов. Под воздействием высоких температур, под лучами солнца старые покрышки выделяют опасные вещества – дифениламин, дибутилфталат, фенантрен и другие. Из брошенных в лесополосе шин в грунтовые воды попадают канцерогены. Также стихийные свалки представляют потенциальную пожарную угрозу – материалы, из которых делают покрышки, легко воспламеняются, а затушить авторезину бывает очень непросто. Достаточно вспомнить страшный пожар на западной стороне Кольского залива, в 2013 году там горела свалка шин в районе поселка Три Ручья. Едкий дым ветер нес в сторону областного центра, и мурманчанам, живущим вдоль залива, приходилось наглухо закрывать форточки, спасаясь от запаха гари. Бороться с огнем пожарным тогда пришлось очень долго.
Между тем у нас в регионе есть предприятия, которые занимаются сбором и утилизацией отслуживших автомобильных шин. Их перерабатывают, превращая в резиновую крошку, которая потом используется для изготовления покрытия для спортивных и детских площадок. Из них вырабатывают топливо для производственных нужд. Но ни одно из таких предприятий не принимает опасные отходы на утилизацию бесплатно.
Цена вопроса
Для частных лиц утилизации одного килограмма покрышек обойдется в 7–12 рублей за килограмм. В среднем одна шина от легковых авто весит около 10 килограммов. Не сложно подсчитать, что добросовестный автолюбитель при сдаче покрышек на утилизацию потратит рублей 500. Немного, но платить за переработку автоотходов большинство северян не считает нужным.
– Мы принимаем покрышки от населения. Только это не бесплатно, – вежливо ответили мне в апатитской компании «Экопром». – Оплата зависит от веса из расчета 7 тысяч рублей за тонну. Прежде чем везти к нам шины, пришлите свои паспортные данные, ИНН, чтобы мы выставили вам счет. Ну и, как соберетесь, позвоните, чтоб на предприятие пропуск оформили. А вы действительно готовы платить?
– Конечно, не в лесу же их закапывать. А почему вы так удивляетесь? – интересуюсь я.
– Вы, наверное, третья с начала сезона, кто обратился к нам с подобным вопросом, зная, что придется потратиться, – честно признался собеседник. – Обычно люди звонят, рассчитывая привезти свои старые шины и получить от нас какие-то деньги. Потому и привозят покрышки северяне не часто.
Но все же без дела уникальный комплекс по утилизации опасных промышленных отходов, расположенный на производственной площадке АО «Апатит» (территория обогатительной фабрики АНОФ-3), не стоит.
Состоит он из двух модулей. В одном покрышки под воздействием высокой температуры практически разлагаются. Происходит это в автоматизированной герметичной камере, что исключает вредные выбросы в атмосферу. Результатом такой переработки становится топливо, которое поступает в соседний модуль и используется для утилизации железнодорожных шпал и иных промышленных отходов высокой степени токсичности.
Апатитская установка, введенная в эксплуатацию лишь в августе прошлого года, смогла решить одну из острейших для всех горнодобывающих предприятий проблему утилизации промышленных отходов. Новое оборудование позволяет сократить объемы захоронения подобного мусора практически в двадцать раз.
Мурманские перспективы
Конечно, за Кировско-Апатитский район можно порадоваться. Но что же делать мурманчанам? Не везти же ненужные покрышки за 300 километров.
В областном центре их тоже можно сдать. Принимают отслужившие свой срок шины от населения в «Центре по обращению с отходами». Цена услуги – 11 рублей за килограмм. Также их могут принять в мурманской компании «Экопром», там тариф несколько выше – 12 рублей за килограмм. К слову, вскоре это предприятие планирует ввести в эксплуатацию современную пиролизную установку, осуществляющую переработку, обезвреживание и утилизацию углеродсодержащих отходов высоких классов опасности. Устройство позволит фактически превращать шины в печное топливо, которое можно использовать в промышленных печах и котлах, применять для отопления негазифицированных объектов, гаражей, частных домов и других сооружений.
Переобуть своих «железных коней», не забирая с собой негодную резину, можно и в нескольких шиномонтажных мастерских города, у которых заключены договоры с перерабатывающими предприятиями области. Но и там за утилизацию придется заплатить – цена услуги различна и включена в стоимость работ по смене покрышек.
А бесплатно сдавать шины на утилизацию северяне смогут только тогда, когда в регионе заработает механизм расширенной ответственности. Согласно федеральному закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», производители и импортеры 54 групп различных товаров, в том числе и автомобильных шин, должны обеспечивать их утилизацию после утраты ими потребительских свойств. Это законодательное требование вступило в силу в 2015 году.
При этом компании могут выбирать: самостоятельно утилизировать такие отходы, заключать договоры с теми предприятиями, которые уже есть на рынке и занимаются утилизацией отходов разных классов опасности, либо платить экологический сбор. Последний, к слову, немаленький. И производителям, и импортерам выгоднее работать в рамках первых двух направлений по утилизации своих отслуживших товаров.
Экологический конкурс
Но, видимо, пока принцип расширенной ответственности действовал лишь в центральных городах. Это и понятно. Ведь нормативы утилизации отходов от использования товаров, установленные на 2015–2017 годы, были незначительны. К примеру, в прошлом году от производителей и импортеров шин требовалось обеспечить утилизацию лишь 15 процентов от общего объема выпущенного товара. В этом году распоряжением Правительства РФ норматив увеличен до 20 процентов. В 2020-м импортеры и производители автомобильной резины должны будут собрать по всей стране практически треть от всего количества изготовленных ими или привезенных из-за рубежа шин.
– Нормативы утилизации постоянно растут, и, вероятно, через несколько лет законодатель обяжет компании, занятые в производстве и импорте автомобильных покрышек утилизировать весь объем своих товаров после того, как они утратят потребительские свойства, – говорит начальник отдела Государственной экспертизы особо охраняемых природных территорий и экопросвещения министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области Елена Кочкуркина. – В прошлом месяце мы встречались с представителями некоммерческой организации «ЭкоШинСоюз». Сейчас в нее входят семь производителей и импортеров шин, нацеленных на выполнение нормативов утилизации в рамках расширенной ответственности. И они начинают активную работу в регионах. Ежегодно «ЭкоШинСоюз» проводит конкурс, в котором принимают участие специализированные организации, задействованные в сфере обращения с изношенными шинами. По результатам конкурса определяются исполнители экологического проекта в разных субъектах страны. Итоги этого отбора традиционно подводят по осени. И мы надеемся, что наши предприятия, которые работают в сфере переработки автомобильных шин, на этот раз не останутся безучастными и направят заявки на конкурс «ЭкоШинСоюза». Ведь это обеспечит им постоянный поток заказов от производителей и импортеров автопокрышек и, конечно, многократно сократит вредное воздействие на экосистему Заполярья.
__________________________________________________________________________
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (в частности, при захоронении отработанных покрышек) Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафы:
- для граждан – в размере от 1000 до 2000 рублей;
- для должностных лиц – от 2000 до 30000 рублей;
- для юридических лиц – от 10000 до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
К ТЕМЕ
Токсичный дизайн
В свое время старые покрышки стали едва ли не главным материалом для украшения российских дворов и улиц. Из автомобильных шин делали дворовые клумбы, заборы и даже вырезали из них лебедей.
Но экологи и врачи категорически против таких токсических украшений. Нагреваясь, они выделяют фенолы и другие опасные вещества в атмосферу, загрязняют почву. Потому власти некоторых городов, в первую очередь – южных, уже объявили войну опасному резиновому декору. К примеру, с прошлого года по решению местных властей от него активно избавляются в Ростове-на-Дону. С конца 2016 года запрещена установка отработанных покрышек в качестве элементов благоустройства на территориях парков, скверов, садов, общеобразовательных учреждений, магазинов, предприятий общественного питания, придомовых территориях Приморского края. Два года назад коммунальные службы Мурманска также заявляли о начале кампании по очистке дворов от самодельных клумб и мягких игрушек, развешанных на деревьях. Однако до сих пор такие «арт-объекты» еще можно найти в городе.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
lebedeva@vmnews.ru
Фото автора и из открытых
Интернет-источников.
Если вы хотите приобрести качественные шины б/у, рекомендуем вам заглянуть на портал http://54237.ru/. Здесь представлен широкий выбор шин европейского качества по доступным ценам.
Реклама.