Мы продолжаем рассказывать о строительстве Мурманска. Точнее, о тех проектах, которые планировались, но так и не были реализованы в нашем городе. Наш сегодняшний «герой» не совсем обычный. Этот проект все-таки был осуществлен не в нашем городе, а в Коле, хотя долгие годы носил название мурманского. Речь пойдет о пивоваренном заводе, вернее, о первых годах его строительства. Здесь очень хорошо видны все трудности, с которыми сталкивались строители в 30-х годах прошлого века, а также те методы, при помощи которых эти самые трудности преодолевались.
Мимоходом
Итак, август 1935 года. В Мурманске тепло и иногда даже жарко. Горячая пора и у тогдашнего руководства города и области, ведь в город прибыли сразу два человека, чьи имена в то время были у всех на слуху: первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии Андрей Жданов и министр пищевой промышленности СССР Анастас Микоян. Газета «Полярная правда» подробно освещала визит. Согласно ее отчетам гости много ездили по Мурманску и области, выходили на боте в Мотовский залив. При этом Жданов, который всего лишь полгода руководил второй по значимости в СССР областью, больше вникал в партийные дела, а приземленный Микоян занимался вопросами рыбной отрасли, быта моряков, судоремонтом.
Это был уже второй приезд Анастаса Ивановича в Заполярье. Впервые он побывал в нашем городе за три года до этого. Микоян сделал немало для Мурманска. В частности, по его инициативе началось строительство жилых домов для рыбаков (так называемых микояновских домов), Дома междурейсового отдыха рыбаков. В 1941 году он был одним из организаторов возобновления работы Мурманского морского порта. Ну а в промежутке между этими событиями приложил руку и к появлению у мурманчан своего пива.
Ни в одной из статей «Полярки», посвященных визиту высоких гостей, ничего не говорилось о пивзаводе. Решение о начале его строительства было принято как бы между прочим. Видимо, к тому времени идея производства собственного пива уже прочно овладела умами руководителей нашего края. Тогдашний председатель Мурманского окрисполкома Петр Максимович Горбунов поделился ею с Микояном. Тот идею одобрил и как министр выделил на строительство полтора миллиона рублей.
В тот момент никто и подумать не мог, что завод заработает лишь через 18 лет!
Переезд
Трудности начались сразу. Поначалу планировалось строить завод в Мурманске. Поэтому вплоть до 1952 года завод и именовался мурманским. Решением горсовета ему была выделена территория в районе жилгородка. К сожалению, из архивных документов не совсем ясно, где это место. Можно предположить, что имеется в виду район Жилстроя (современные улицы Фрунзе, Колхозная, Декабристов, Халтурина, Горького, Генералова).
Но вскоре это свое решение горсовет отменил, предложив перенести строительство в Колу, туда, где завод сейчас и стоит. Свое решение власти Мурманска объясняли тем, что для начала строительства требуется произвести снос других строений. В частности, убрать работавшую в этом месте пилораму. Площадка же в Коле не требовала таких жертв. Более того, она находилась всего в полутора километрах от Фадеевского кирпичного завода, продукцию которого предполагалось широко использовать при строительстве, и в одном километре от железнодорожной станции Кола, что тоже было важно, поскольку с самого начала было ясно, что пива хотят жители не только Мурманска, но и других городов и поселков Кольского полуострова.
Однако с решением о переносе строительства не согласились в Главпивпроме, чьи специалисты должны были готовить проект. Руководство Мурманска и главные пивовары СССР не могли прийти к консенсусу почти год. И тогда в дело вмешался Горбунов. 4 июля 1936 года он отправляет Микояну депешу о сложившейся ситуации, в которой указывает, что окрисполком поддерживает решение горсовета о переносе стройки. 17 июля в Мурманске получили ответ. «Мною дано указание Главпиво, – пишет Микоян в своем послании, – на закрепление участка, предоставляемого в г. Коле. Договор с Мурманпищестроем оформляется, и в ближайшее время будет приступлено к подготовительным работам по строительству».
Забыли о рабочих
Казалось бы, все, можно спокойно работать: финансирование выделено, площадка утверждена. Но не тут-то было. Фактически к работе приступили в мае 1937-го. Дело двигалось медленно. Из отпущенных на тот год 900 тысяч рублей подрядной организацией «Мурманпищепром» было освоено 739 тысяч. В своем отчете по 1937 году директор строительства Максимихин говорит о том, что остаток будет окончательно закрыт в январе 1938 года.
Руководителя гораздо больше беспокоит отсутствие в проекте жилищного и культурно-бытового строительства. В этой связи он предлагает возвести коттеджный поселок, в котором должны были быть восемь трехквартирных домов с водопроводом, канализацией, электричеством, кинопередвижкой, красным уголком, а также детские ясли и амбулатория.
Кроме этого Максимихин указывает, что в 1938 году завод сдать в эксплуатацию невозможно «вследствие отсутствия отечественного оборудования, которое только в 1938 году будет нашими заводами осваиваться и в 1939 году поступать для монтажа».
Трудности социалистического строительства
В конце 30-х годов в Мурманской области развернулось широкомасштабное строительство. Только в 1939-м строились заводы «Севморпуть» и «Североникель», возводились цеха Мурманской судоверфи, гидроэлектростанции «Нива-3» и «Кильдинстрой» и многое другое. На этом фоне строительство пивоваренного завода многим виделось делом второстепенным. В Мурманске, например, настоящей головной болью для руководителей города стали проблемы водопровода и канализации, которые не удавалось решить с момента основания города. Тут уже не до пива.
9 июня 1939 года выходит постановление СНК СССР и ВКПб № 831 «О мероприятиях по Мурманской области». Только в Мурманске в нем перечислялись такие долгострои, как Дом Советов, хлебокомбинат, хирургический комплекс областной больницы и ряд других. Попал в этот список и Мурманский пивоваренный завод. В Москве не особо считались с мнением на местах и требовали закончить строительство в кратчайшие сроки.
Но мурманские строители и так делали все, что могли. Тотальный дефицит диктовал свои правила игры. Если решить острую проблему нехватки рабочих рук еще можно было, пригнав на стройплощадку заключенных, то взять стройматериалы было зачастую негде. Их можно было только достать. И то далеко не всегда. Несмотря на то, что после выхода постановления Совнаркома строительство Мурманского пивзавода и приобрело статус правительственного задания, продвигалось оно черепашьим темпом.
Солдаты-разрушители
А затем и вовсе произошло нечто непонятное. 16 сентября 1939 года стройплощадку и все уже возведенные там объекты заняла воинская часть. Что это было за подразделение, выяснить не удалось. 26 октября военные покинули объект, оставив после себя развалины. Почти все пришлось начинать сначала.
Подводя итоги работы за 1939 год, начальник строительства Бондарчук в своем отчете писал:
«По освобождению воинской частью Мурманрыбстрой начал работы на площадке, восстановил разрушенную обноску главного корпуса, завозку и установку механизмов, постройку временных сооружений, эстакаду, водопровод, оборудование общежития ГУЛАГа, строительство временной столовой для ГУЛАГа, общежитие для охраны и т. д.
Но несмотря на то, что рабочих на площадке достаточное количество – 170 человек, работы идут крайне медленно, так как на площадку подрядчиком не завозятся стройматериалы… На сегодняшний день ни один из начатых объектов незакончен, так как рабочая сила простаивает из-за разных легко устранимых причин. Строительство главного корпуса – подрядчик до сих пор не приступил и никаких работ не ведет».
«Ввиду исключительных безобразий…»
17 декабря состоялось заседание оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР, рассмотревшего ход строительства некоторых важных объектов. Мурманскому пивзаводу на нем было уделено особое внимание. Выяснилось, что затягивание строительства связано не только с плохой работой подрядчика, но и с тем, что «заказчик (Пивоваренный завод) три раза менял технические проекты, этим самым затянул строительство до последнего времени, так как последний проект, и то неполный, сдан заказчику лишь 26.11.39».
Вынесли решение: «Ввиду исключительных безобразий, допущенных со стороны Росглавпиво при составлении технических проектов для пивоваренного завода, просить СНК РСФСР обратить на это соответствующее внимание и обязать Наркомпищепром в ближайшее время обеспечить строительство полной технической документацией, ускорить отгрузку автомашин и в дальнейшем оказывать этому строительству повседневную практическую помощь».
Строители в робах
В январе 1940 года была утверждена новая смета в 4 миллиона рублей. Источник финансирования тоже изменился. На этот раз строительство шло за счет трехпроцентного отчисления от накоплений пивоваренной промышленности. Подрядчик остался прежним. Наученный горьким опытом, «Мурманрыбстрой» сразу же отказался от освоения всей суммы за один год, согласившись выполнить работы на 2 миллиона. Но и с этой суммой он справиться не смог. Под конец 1940 года затраты на строительство пивзавода составили 1 миллион 300 тысяч рублей.
Причина все та же – нехватка рабочих рук, которые требовались на других объектах. 20 ноября 1939 года подрядчик и вовсе прекратил работы. Заметим, что на этом этапе основной рабочей силой были заключенные.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора и из открытых Интернет-источников.
Постскриптум
С началом войны строительство пивзавода было законсервировано. Зато мгновенно, буквально за несколько дней, в Коле, на базе завода фруктовых вод создали водочный завод. В 1943 году там же открыли еще витаминный и макаронный цеха. И, возможно, работникам витаминного цеха выпала честь сварить первое пиво кольского розлива. Произошло это, судя по всему, в 1944 году. По крайней мере, в промышленном плане на тот год в Мурманской области стояло производство пива в количестве 3,5 декалитра. А 25 рабочих витаминного цеха в 1944 году прошли обучение на пивоваров.
В августе 1945 года Кольский водочный завод вновь стал самостоятельной единицей, без сопутствующих производств, а на площадке пивоваренного завода снова развернулось строительство. Окончательно завод вступил в строй в 1952 году и успешно работал до 2016 года. На сегодняшний день производство на Кольском пивоваренном заводе остановлено. Продолжиться ли оно в будущем – неизвестно.