Протяженность городской дорожной сети в Мурманске ни много ни мало 236 километров. Примерно такое же расстояние разделяет областной центр и Кандалакшу. Площадь всех дорог нашего города достигает трех с половиной миллионов квадратных метров. Какие именно участки мурманских автотрасс ремонтируют сегодня? Кто составляет карту этих ремонтов? Как вышло, что на одних дорожных участках применяют новейшие технологии, а на других укладывают в ямы кирпич? Почему мы не можем перенять у соседей-скандинавов их опыт содержания дорог?
Об этом и многом другом рассказал в ходе традиционного объезда глава администрации Мурманска Андрей Сысоев.
Комплексный подход
Обычно ремонтная кампания стартует в Мурманске еще в конце апреля, но в этом году погода внесла коррективы в планы дорожников, которые теперь идут с отставанием от плана примерно на месяц.
Первая остановка в пути – улица Домостроительная. Ремонт, начатый в мае, здесь уже вышел на финишную прямую.
– Замечаний по этой улице было много, ведь дорогу регулярно эксплуатируют большегрузы, – напомнил Андрей Сысоев.
Дорожники уже уложили асфальт на трехкилометровом участке улицы Домостроительной. Сейчас рабочие готовят основания под тротуары и заканчивают монтировать новый бортовой камень.
Еще одна точка на карте дорожных ремонтов этого года – улица Подгорная, которая, как и Домостроительная, – важная транспортная артерия для грузовиков. Там тоже кипит работа.
На многих дорожных участках, включенных в план, ремонт будет делаться большими картами. Однако весной, когда с дорог сходят снег и наледь, точечно по-прежнему применяется срочный, или так называемый ямочный ремонт.
– Небольшие углубления в асфальте, заполненные водой, быстро высушить невозможно. Можно ли не закладывать их на время кирпичами, а сразу закатывать асфальтом? Конечно, можно! Только такой «ремонт» не продержится и недели, – сказал Андрей Иванович.
Говоря о модернизации улично-дорожной сети, важно отметить, что речь идет не только о ремонте дорожного полотна, но и установке и реконструкции систем освещения, обновлении городских лестниц и многом другом. Так, в этом году будет освещен выезд с Верхнерос-тинского шоссе на Восточную объездную автодорогу. Деньги на это уже выделены, проект готов. Городу осталось определиться с подрядчиком.
Сделали на совесть
Именно там, в районе выезда с Верхнерос-тинского шоссе на «ленинградку», – следующая остановка. Летом прошлого года этот дорожный участок, как и выезд на Восточную объездную автодорогу в районе улицы Шевченко, был отремонтирован с использованием новейшего метода холодной регенерации асфальта. В качестве основного строительного материала подрядчик тогда использовал фрезерную крошку, полученную в результате разбора старого покрытия. Благодаря добавлению цемента, щебня, песка, специального пластификатора и воды за 72 часа такое дорожное основание обретает прочность, сопоставимую с бетоном.
Осмотрев полотно на выезде с Верхнерос-тинского шоссе, Андрей Сысоев отметил, что дорога достойно выдержала непростую зиму.
– К сожалению, пока новая технология не может быть использована внутри города, где много инженерных сетей и колодцев, которые спецтехника обходить не умеет, – отметил глава администрации.
Использование новых технологий в дорожном строительстве в Мурманске становится традицией. Не первый год дорожники выполняют покрытие автотрасс из современного щебеночно-мастичного асфальтобетона, успешно зарекомендовавшего себя на дорогах города. Высокое содержание щебня в этом материале повышает прочность дорожного полотна. Такую смесь используют и на участках, которые обновятся в нынешнем году.
– Возможности муниципального бюджета таковы, что в год на ремонты дорог выделяется около 350–400 миллионов рублей. Эта сумма позволяет отремонтировать примерно 200 тысяч «квадратов» дорожного полотна. При этом каждая дорога имеет срок эксплуатации, который зависит от интенсивности движения. Чтобы соблюдать нормативы, город ежегодно должен бы тратить на дорожные ремонты около 1,5 миллиарда рублей, примерно 30 процентов его собственных доходов. Естественно, это утопия. Поэтому городские власти уже несколько лет идут по пути внедрения новых технологий, влияющих на долговечность полотна, а также строжайшего контроля качества ремонтов, – сказал Андрей Иванович.
Под контролем
Кстати, о контроле за качеством ремонтов и состоянием городских автотрасс. В Мурманске при комитете по развитию городского хозяйства действует служба технического надзора, которая контролирует дорожную сеть круглый год. Этот мониторинг помогает наметить список дорожных участков, которые подлежат ремонту. Очень помогают и сами мурманчане, которые оперативно сообщают в администрацию города и управления округов о том, какие дороги нуждаются в обновлении.
– Мы систематизируем эту информацию и, как правило, к окончанию дорожной кампании – в октябре – уже представляем объемы работ на следующий год, – отметил глава городской администрации. – Тогда же формируется рабочая группа, в которую входят главы города, их заместители, руководители округов и мурманские депутаты. Вместе едем осматривать не только дороги, которые предлагаются к ремонту, но и те проблемные участки, которые мы выявили благодаря личным наблюдениям. В результате предварительный список редактируется примерно на 30–40 процентов. Весной этот список еще раз прорабатывается и уточняется.
Отдельный разговор о дорогах, которые пришли в негодность раньше окончания гарантийного срока или были отремонтированы с явными нарушениями. Обязательства подрядчиков, с которыми заключены муниципальные контракты, сформулированы жестко. Одним из примеров требовательности города по отношению к подрядчикам стала ситуация с дорогой на улице Чумбарова-Лучинского. Во время ремонта там неправильно обустроили дорожный профиль. В результате рабочим пришлось на этой дороге фактически заново укладывать асфальт.
У соседа лучше
Весной мурманчане часто жалуются на пыль, которую ветер поднимает с дорог. Это остатки пескосоляной смеси, зимой работники «Управления дорожного хозяйства» ею обрабатывают автотрассы. Сегодня требуется так содержать все российские дороги, чтобы они круглый год были вычищены до асфальта. Техническая соль, входящая в состав смеси, как раз расщепляет наледь, в то время как песок предупреждает. Обычно на сезон Мурманску хватает 20 тысяч тонн такой смеси, но нынешней сверхснежной зимой к этому пришлось добавить еще 6 дополнительных тысяч тонн. Неудивительно, что в конце мая и начале июня все силы мурманских дорожников брошены на уборку улиц после зимы.
– Нас часто спрашивают, почему мы не поступаем как соседи-финны, которые якобы обрабатывают дороги гранитной крошкой вместо пескосоляной смеси. Сразу скажу, что финны дороги ею не посыпают – используют лишь на тротуарах, – пояснил Андрей Иванович. – И занимаются этим не муниципальные службы, а хозяева зданий, которым принадлежат участки земли. Если использовать щебень у нас, то вскоре он осядет в глубоко заложенных сетях ливневой канализации, и эту проблему будет никак не решить. Щебень – не песок, вода его не унесет. Что касается самих дорог, то в Финляндии зимой разрешено содержать их в условиях наката: снег уплотняют, и он так и лежит до весны. Мы в соответствии с федеральными требованиями так делать не можем.
Елена ГРИБОВА.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.