Недавно на федеральной трассе Р-21 «Кола» на подъезде к кильдинскому блок-посту установили компьютерный комплекс для контроля движения большегрузного автотранспорта. С помощью видеокамер программа выделяет из общего автомобильного потока большегрузы, по номерам проверяет их регистрацию в системе «Платон» и отслеживает правильность и полноту уплаты полагающихся дорожных взносов. За движением грузовиков в нашем регионе наблюдают аналогичные системы на пяти участках - под Мурманском, Кандалакшей, Мончегорском и в Кольском районе.
Но журналисты «Вечерки» обратили внимание на странную организацию работы «Платона». Возле системы видеонаблюдения стоит неприметный автомобиль. Из его салона через заднюю дверь к мощному генератору выведен силовой кабель. На задних стеклах – глухая тонировка. В салоне – масляный обогреватель и электрический чайник, оставленные на передних сиденьях машины. Людей не видно. Возник резонный вопрос: «Что делает машина без хозяев возле сложного технического объекта? Кому принадлежит? И вообще, куда смотрят службы по антитеррору?».
Как удалось выяснить, автомобиль с обогревателем и чайником – тоже своеобразная часть системы «Платон». Легковушку используют для обогрева персонала, который периодически охраняет резервный генератор, установленный на обочине. Ясность появилась, но недоумение осталось. Вроде бы XXI век на дворе, космические технологии.
Система «Платон» – серьезный федеральный проект, сотни миллионов в бюджет собирает. А функционирует, как ларек на рынке: генератор у обочины и сторожа в машине с чайником.