Пожалуй, никто из коллег не появлялся на страницах «Вечерки» так часто, как журналисты мурманской студии телевидения – ГТРК «Мурман». Мы рассказывали о талантливых телевизионщиках, создававших первое в Заполярье ТВ, о его легендарной истории, значимых событиях, достижениях, среди которых особое место занимают две премии «ТЭФИ», и, разумеется, о юбилеях!
О юной «Вечерке» и мэтрах журналистики
В этом году мурманская телестудия на сопке Варничной отметит 60 лет. А кажется, еще вчера «Вечерний Мурманск» писал по случаю ее сорокалетия: «Юная «Вечерка» с восхищением взирает на мэтров заполярного телевидения, коими являются Валентина Аверкиева, Ангелина Завьялова, Валерий Минин, Людвига Клемм, Валерий Гамза, Светлана Попова, Тамара Верещагина, Елена Рахимова, Светлана Сазонова и многие другие.
На сопке Варничной куются кадры для российской тележурналистики – десятки ваших воспитанников отлично работают на ОРТ, на РТР, на других столичных каналах. И это неудивительно, потому что их наставниками были Григорий Сожин, Валентина Демидова, Николай Гарпинич, Владимир Горячев, Владимир Шугаев».
О прямом эфире и рогатой звезде
Сейчас, лениво переключая телеканалы дистанционным пультом, пожалуй, и не поверишь, что всего-то 60 лет назад мурманчане смотрели одну передачу два раза в неделю по черно-белому телевизору. А дикторы были вынуждены заучивать почти все тексты программ наизусть.
Ведь кинокамеры – а именно на них работали тогда на мурманской студии телевидения – позволяли вещать только в прямом эфире. Записи еще попросту не существовало.
И телевизионщики пускались на различные хитрости, чтобы разнообразить передачи. Как-то, к примеру, после Праздника Севера в мурманской студии телевидения появился… олень!
Тогда в эфир приглашали призеров знаменитых полярных соревнований, и оленевод, подбодренный экстремальной журналистской идеей, явился на передачу с оленем, который помог ему добиться спортивного успеха. Олень, к слову, тут же стал телезвездой. И после окончания программы уходить из студии наотрез отказался.
Его долго уговаривали, подсовывали угощения. Но ничего не помогало! Виной тому, правда, как потом выяснилось, была совсем не звездная болезнь. Животное просто боялось спускаться вниз по ступенькам. По счастью, в помещении мурманской студии телевидения тогда работал грузовой лифт, который и доставил на первый этаж новоявленную телезвезду.
Но эта история, как утверждают сами телевизионщики, лишь одна из легенд. А их здесь можно услышать немало. Смекалки и находчивости сотрудникам ГТРК «Мурман» не занимать.
Об экстриме и «Маскараде»
Передачу со звездным оленем на телестудии часто вспоминают еще и потому, что ее вел легендарный Сергей Тулупников, первый диктор мурманского телевидения.
И пожалуй, все дикторы из плеяды первых были ему под стать. Всегда на высоте! Хотя прямой эфир рождал немало и курьезов, и экстремальных ситуаций.
Ветеран мурманского телевидения, в прошлом диктор, шеф-редактор мурманской студии телевидения, заместитель директора дирекции телепрограмм Светлана Попова как-то вспоминала о своей чуть ли не единственной за много лет оговорке. Но более чем неловкой в советские времена! В эфире шел комментарий о присуждении Ленинских премий, и Светлана Алексеевна, так сказать, зарапортовавшись, сказала: «Премия присуждена такому-то за такой-то спектакль по пьесе Ленина «Маскарад»». Но вовремя опомнилась: «Извините, по пьесе Лермонтова «Маскарад»».
Диктором Светлана Попова стала в 1958 году. При экстремальных обстоятельствах, что для мурманской телестудии, которая не позволяла работать в записи, было вполне нормально.
Перед прямым эфиром как раз-таки и началась суета – внезапно заболел диктор. Ему в спешном порядке искали замену. И тут на глаза режиссеру студии Александру Соломонову попалась вчерашняя выпускница отделения журналистики филфака Ленинградского университета Светлана Попова. Александр Матвеевич предложил ей почти на бегу: «Замените диктора?». «А почему бы и нет?» – ответила она.
В архиве ГТРК «Мурман» много исторических телезарисовок, эссе. В том числе – уникальные кадры, которые для своего архива в 1957 году отсняли мурманские строители, возводившие телевышку на сопке Варничной. В 60-летний юбилей своей студии телевизионщики вспомнят, как все начиналось. Первую программу, которая вышла в 9 часов вечера 6 ноября 1957 года. Колдовавшего тогда за режиссерским пультом Александра Соломонова и его ассистента Валентину Аверкиеву. Первых руководителей мурманского телевидения – Григория Сожина и Владимира Асташина. Первого диктора Сергея Тулупникова. И все-всех первых. Тех, кто когда-то сделал шаг к этому юбилею.
О секретах прически и кофточки
«Когда я пришла на мурманскую студию телевидения, ее главным режиссером был Захар Иосифович Гельман, он, собственно, и брал меня на работу, – вспоминает специальный корреспондент, ведущая программ ГТРК «Мурман» Елена Белкина. – Шел 1984 год, я проходила дикторский конкурс. Гельман посмотрел на меня и резюмировал: «Убрать «железные дороги» с век!». У меня тогда были глаза накрашены никак не для цветного телевидения, оно ведь предполагает особенный макияж. Плюс волосы были очень кудрявые, большая шапка волос, как у Пугачевой. И Гельман распорядился: «Пугачеву тоже убрать!».
Кстати, на телевидении до 90-х годов не было своего визажиста. Дикторы причесывались перед эфирами в парикмахерской Дома быта «Аметист», прическу старались сохранить подольше. Посещать парикмахера каждый день возможности не было.
В одежде тоже были свои секреты! Одна и та же кофточка, одетая в эфир сегодня обычно, а завтра задом наперед, выглядела как обновка! Так побеждали дефицит товаров в советской легкой промышленности.
О новом деле и «стариках»
Светлане тогда было 23 года, и на мурманском телевидении она успела поработать всего несколько дней. Говорит, до сих пор помнит отрывки фраз из текста, который читала тогда в прямом эфире: «Суда мурманского пароходства… Под всеми широтами…». С прямым эфиром справилась с блеском! Коллеги поздравляли с успешным дебютом, спрашивали: «Не страшно было?». А она даже удивлялась этому вопросу. Ну, конечно, ей было не страшно!
Испугалась Светлана Попова уже потом, когда пришла в кабинет. Подумала, сколько же северян смотрели на нее и верили каждому ее слову! И какая же это сумасшедшая ответственность – отвечать за все, произнесенное в прямом эфире.
«Мы начинали новое дело, на телевидении было очень много молодых мурманчан, – вспоминает Светлана Алексеевна. – И мы все очень поддерживали друг друга. Но к «старикам», как мы называли более опытных и старших телевизионщиков, относились с пиететом – они и знали, и умели больше, чем мы. Все это, да и ощутимая разница в возрасте заставляли, конечно, смотреть на «стариков» снизу вверх. Мы учились у них. Да и они сами к тому времени еще только учились. Потому что среди тех, кто пришел тогда на телевидение, очень немного было людей с какой-то телевизионной выучкой, практикой».
О невозмутимом лице
Как учили дикторов советских времен? Несмотря на землетрясение, наводнение, любые катаклизмы, они должны были сидеть в кадре, улыбаться и говорить зрителям: «Все хорошо! Продолжаем нашу программу телепередач!». Как-то в восьмидесятых годах в Мурманске начался страшный шторм, входные двери телестудии ходуном ходили, весь этот грохот шел в эфир. А дикторы улыбались! Или вдруг – здравствуйте! – муха в студии. Как уберешь ее из кадра? Особенно если она еще, не дай бог, ползает по диктору.
А бывает, что и полет мухи покажется ничтожным происшествием. В конце 90-х как-то на мурманской студии телевидения ожидали Владимира Жириновского. С ним должен был состояться прямой эфир. Дело было сразу после скандально известной передачи, где он от избытка чувств выплеснул на Бориса Немцова стакан сока. Эфир поручили вести одной из самых опытных журналисток Елене Белкиной. «Разумеется, коллеги смеялись, – вспоминает она, – шутили: «Лена, мы тебе приготовили канистру сока! А то Жириновский в тебя плеснет, а тебе и ответить нечем!». Или: «А ну как от сока макияж потечет, может, не делать макияж?». Но Владимир Вольфович в эфире себя очень достойно вел. Канистра не понадобилась».
А однажды из студии забыли убрать лишний стул. А начинался эфир. «Уже позывные прозвучали, – не без улыбки вспоминает сейчас ту телепередачу Елена Белкина, – и я увидела, как осветитель вдруг бросился на этот стул! Не удержался, упал вместе с ним под стол и так пролежал весь эфир!».
Никто из зрителей даже предположить не мог, что под столом у советского диктора в скрюченной позе давится от смеха человек.
Да и как было догадаться? Лицо Елены Белкиной, как всегда, оставалось невозмутимым.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива ГТРК «Мурман».