Когда мы шли в гости к семье Лимоновых, то я испытывал некоторое беспокойство: очень уж серьезным, всегда «застегнутым на все пуговицы», казался мне директор и депутат. На деле все оказалось совсем не так.
Бросили якорь в Якорном переулке
Разговор мы начали за столом. На нем ароматный чай и испеченные хозяйкой дома пироги с рыбой и с ягодами. За столом семья: Юрий Романович, его супруга Ирина Николаевна и дочь Ирина. Разговор начинает глава семейства, не дожидаясь наших вопросов.
– Вот почти вся наша небольшая семья. Не хватает только старшей дочери. Они с мужем живут в Калининграде.
– А сколько лет дочерям?
– Ирине – 22 года, а Нине – 32 года.
– Получается, что когда старшая дочь подросла, вы решили, что это произошло слишком быстро, и решили родить себе еще девочку?
– Нет. Все было не так. Нина – дочь Ирины Николаевны от первого брака…
В этот момент Ирина Николаевна прерывает супруга и говорит, что будет лучше, если она сама расскажет, как все было.
– Мы с Юрой из Кильдинстроя, жили в одном доме, в одном подъезде и на одном этаже. Дружили. Юра старше меня на два года. Он поступил в педучилище в Мурманске, через два года и я поступила туда же. Девчонки с Юриного курса бегали посмотреть, что это за первокурсница, с которой встречается Лимонов. Окончили училище. Меня распределили в Оленегорск, а Юру забрали в армию. Пока Юра служил, я успела выйти замуж, прожить с мужем полгода, развестись и родить дочь. Работала в Оленегорске в детском саду, получила квартиру, в дверь которой в один прекрасный день позвонили. Открываю дверь, а на пороге мой Юра, который говорит: «Ира, выходи за меня замуж».
Тут глава семьи перехватывает инициативу, и дальше мы беседуем только с Юрием Романовичем.
– Да, так все и было. Только я еще предложил, чтобы Ирина выбрала, где мы будем жить – в Оленегорске или в Мурманске. У меня к тому времени была уже маленькая кооперативная квартира в Северном проезде. Сам поднапрягся, да и родители помогли. Ирина выбрала Мурманск, и мы обменяли наши две квартиры вот на эту трехкомнатную в Якорном переулке, в которой и живем до сих пор.
Когда и блат не поможет
– А почему педучилище? Призвание?
– Да что вы, какое призвание у мальчишки в 14 лет! Это все мама, дай ей Бог здоровья (маме Юрия Романовича 4 апреля исполнилось 85 лет. – Прим. авт.). Она у меня учительница. Вот она и решила, чтобы я после восьмого класса поступил в педучилище. Мама сказала: «Юра, ты закончишь училище в 18 лет. К этому времени ты определишься, кем хочешь стать, и можно будет учиться дальше, но у тебя уже будет профессия». А я после армии пошел работать в школу, да вот так до сих пор и работаю. Сначала учителем, потом в 26 лет стал завучем в 42-й школе у Евгения Шовского (Евгений Шовский – директор 42-й школы, депутат горсовета. – Прим. авт.). Тогда на пенсию уходила завуч в нашей школе, мама Юры Гугина (Юрий Гугин сейчас директор 49-й школы, депутат горсовета. – Прим. авт.). Вот Евгений Викторович мне и предложил должность, а я стал, наверное, самым молодым завучем в мурманских школах.
– А потом поступило предложение заняться созданием прогимназии?
– Так и было. Людмила Александровна Ананьина, она тогда заведовала Первомайским районным отделом образования (сейчас Людмила Ананьина – начальник отдела дополнительного образования и воспитания комитета по образованию администрации города Мурманска. – Прим. авт.), вызвала меня и предложила заняться созданием прогимназии в Первомайском округе. В Ленинском и Октябрьском округах прогимназии уже были. Мы с ней весь округ исходили вдоль и поперек и выбрали вот это самое место – улица Морская, за домами, во дворе, но рядом с остановками общественного транспорта. Это удобно для тех, кто живет далеко от прогимназии. Сегодня половина детей, которые учатся у нас, проживают не в этом микрорайоне. Ездят и с Фадеева Ручья, и с Достоевского, и с Орликовой, и с прос-пекта Ленина.
– А я вот слышал, что по блату к Лимонову в прогимназию не попадешь. Не берет он таких…
– А что такое блат и знакомства? В кругу моих друзей и близких нет таких людей, которым я должен предоставить место в прогимназии. Да, у нас очередь. У меня всего в пяти параллелях обучается 250 детей. Две подготовительные группы и по два класса с первого по четвертый. Здание рассчитано на 250 детей, и каждый год я могу принять только 50 человек. А поступить хотят 200 человек. А как все начиналось в 2001 году, и вспоминать не хочется. Не было нормативной базы, финансирования. Помню, когда мы открывались, то мне дали 5 тысяч рублей и сказали, чтобы купил самое необходимое. Купили музыкальный центр и микрофон, чтобы провести линейку 1 сентября. Больше ни на что денег этих не хватило. Стабилизировалось все более или менее в 2006 году. Зато сегодня я могу сказать, что у прогимназии есть все необходимое для организации учебного процесса.
Чужих школ не бывает
– Но ведь денег много не бывает. Достаточно ли сегодня финансируется образование?
– К этому вопросу надо подходить с двух сторон. С одной стороны – региональный бюджет финансирует организацию учебного процесса, и тут все в порядке. А вот содержание здания и текущий ремонт финансируются из городского бюджета. И вот тут есть трудности. Я теперь сам депутат горсовета и знаю точно, что больше половины бюджета города уходит на образование, но тем не менее всегда выступаю на бюджетной комиссии за то, чтобы при появлении в бюджете дополнительных доходов их в первую очередь направляли на образование. Очень хочется, чтобы школы и детские сады выглядели бы не менее достойно, чем супермаркеты. Не должно быть так, чтобы в супермаркете все по последнему слову техники, а в школе или в детском саду текут крыши. Вот эта зима снежная, и мы намучились с крышей. У жены в детском саду та же история (Ирина Николаевна – заведующая детским садом № 19 «Брусничка». – Прим. авт.).
– Но вам-то, наверное, отказа в финансировании нет? Все-таки вы депутат, директор престижной прогимназии…
– Вы знаете, я заметил, что мне как депутату легче «выбить» деньги для других школ, расположенных в моем округе, а не для своей. Например, обращались ко мне педагоги 50-й школы (ул. Орликовой, 35. – Прим. авт.), говорили о плачевном состоянии школьного стадиона. В прошлом году начались работы по его благоустройству, надеюсь, в этом году они будут закончены. Или 23-я школа (Лыжный проезд, 8. – Прим. авт.). Та же история – стадион школьный. Удалось получить финансирование.
– А у вас через забор от прогимназии стадион. Не думали прибрать его к рукам и отремонтировать?
– Думал, конечно, но это невозможно. Он расположен на придомовой территории и является собственностью жильцов, которые приватизировали или купили квартиры в близлежащих домах. Думаю, что своей земли они не отдадут ни пяди.
– То есть они могут на общем собрании решить большинством голосов, что стадион им не нужен, а нужна автостоянка?
– Да-да. Если решат, то по закону будет автостоянка. Но надеюсь, что до этого не дойдет. А на этом стадионе кое-что отремонтировали в 2014 году. Правда, не хватило денег на искусственное поле.
– И снова к прогимназии. У будущих учеников – конкурс. А из учителей тоже очередь выстраивается?
– Конкурса никакого к нам нет. Есть запись. Вот в сентябре в подготовительные группы к нам придет 50 ребят. Что же касается учителей, то, когда появляются у нас вакансии, я первого попавшегося педагога не возьму. Костяк педагогического коллектива сформировался так: когда в 2001 году мы открывались, то в 7-й гимназии, где я работал завучем, сокращался набор в начальную школу и учителя вместе со мной перешли в прогимназию. Педагоги у нас хорошие, талантливые. И когда появляются вакансии, то стараемся найти человека творческого, неординарного. Вот у нас работает уже больше 10 лет Яна Лебедева. Она пришла сразу после окончания пединститута. Ей в других школах дали от ворот поворот, а я в нее поверил. И, к счастью, не ошибся! Сейчас у нас в прогимназии учатся ее дочери.
Клены и липы
– Когда с вами договаривались об интервью, то сказали, что вы не рыбак, не охотник, не спортсмен, что никакого хобби у вас нет, но оказалось, что у вас замечательное хобби – вы разводите цветы, сажаете деревья, при этом доказывая, что южные деревья могут прижиться на Севере.
– Вы знаете, я хотел после школы поступать в какое-нибудь сельскохозяйственное учебное заведение, но в Мурманске тогда таких не было. Мама сказала, что дальше Мурманска она меня из Кильдинстроя не отпустит, и я пошел в педучилище. Институт педагогический уже потом закончил. А вот цветы выращиваю, деревья сажаю, – это, наверное, детскую мечту реализовываю. У меня сейчас на подоконнике рассада, летом на балконе будут цвести петуньи. У прогимназии растут клены, липы. Саженцы привожу из Псковской области на третьей полке вагона. В Псковской области живут родители жены, вот туда и за саженцами езжу. Лето провожу в Мурманске – хобби не отпускает. Если мы выезжаем куда-нибудь, то весной или осенью.
– Вы с Ириной Николаевной оба работаете в образовании. Дома проводите производственные совещания?
– Конечно! Дома мы говорим о работе, делимся проблемами, радуемся удачам. Это очень хорошо.
– А чем занимается Ирина-младшая?
– Ирина у нас иллюстратор. Она творческая натура, и даже учеба в экономическом лицее не перебила ее интерес к творчеству. А работы ее мы можем показать. Сейчас она получила заказ, будет иллюстрировать детскую книжку. Совсем небольшую, в мягкой обложке, но лиха беда начало. Очень удивилась, когда узнала, что за это ее любимое дело еще и деньги платят.
– Вы уже 16 лет директор прогимназии, которую создали с нуля. А есть ли планы на будущее?
– Вы знаете, всегда рано или поздно наступает время, когда о карьере уже не думаешь, а думаешь о совсем других вещах. Ведь в работе весьма важно и вовремя уйти, дать дорогу молодым. Мы с Ириной отдали Северу 108 лет жизни на двоих. И дали Северу все, что могли дать. Так что, скорее всего, когда-нибудь уедем куда-нибудь поюжнее и будем ждать внуков. Но это потом. А пока хотим и будем приносить пользу Мурманску.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.