Еще немного - и зима окончательно сдаст свою вахту. Многие автомобилисты ждут этой поры с нетерпением. Кто-то выведет своего застоявшегося друга-автомобиля из гаража, где тот провел все долгие зимние месяцы. А кто-то ездил и зимой. Или за неимением гаража хранил авто в ближайшем к подъезду сугробе. Так или иначе всем автомобилистам не помешает основательно повозиться с техникой для подготовки ее к безаварийной езде на летних дорогах. При переходе на весенне-летний период эксплуатации в автомобиле необходимо заменить некоторые детали и при необходимости рабочие жидкости.
Колесо всему голова
Начинаем со смены колес. Зимнюю резину моем, сушим и отправляем на сезонное хранение. Если ей на смену вы ставите на авто абсолютно новые колеса, тут проблем немного. Главное, чтобы они по размеру соответствовали вашей модели машины, имели одинаковый рисунок протектора. Если же резина уже была в эксплуатации, то сперва изучите ее состояние. Оно не вызывает сомнений? Тогда смело устанавливайте колеса на штатные места.
На что при этом надо обязательно обратить внимание? Во-первых, на глубину протектора. Если он достаточно стерт, лучше отказаться от применения такой покрышки. В противном случае изношенная резина не обеспечит надежного сцепления с дорогой. А там и до беды недалеко. Во-вторых, посмотрите на равномерность износа шины. Если с одной стороны или посередине колесо "лысое", рисунок протектора на нем или не читается вовсе, или его осталось совсем чуть-чуть, немедленно покупайте новое. Состояние резины говорит о том, что у вашей машины проблемы с регулировкой угла развала-схождения колес, их балансировкой.
Часто водители незаслуженно ругают шины за то, что они "рыщут", слабо "держат" дорогу, становятся причиной плохой управляемости автомобиля. Иногда эти симптомы говорят не о плохом качестве покрышек, а все о том же развале-схождении. Начальные регулировки сбиваются из-за жестких контактов колес с дорожными препятствиями. Но бывает, что и новые шины требуют новых регулировок. Эта временная неисправность устраняется в любой автомастерской за час-два. Зато потом можно отправляться даже в дальнюю дорогу.
Что под капотом
Теперь открываем капот и исследуем состояние охлаждающей и тормозной жидкостей. Менять их или не менять - решение зависит от вашего выбора и состояния, в котором они пребывают после зимы. Самое главное, чтобы в бачках их было столько, сколько положено для безопасной эксплуатации автомобиля. И чтобы не было утечки из проводящих трубок. Абсолютно любая течь должна быть устранена, иначе это чревато выходом двигателя из строя и дорогостоящим ремонтом.
Определенного внимания весной требует аккумулятор. Зимой ему досталось по полной программе: тяжелые и продолжительные запуски, большая нагрузка от фар и печки. Чтобы батарея служила долго и надежно, надо проверить ее заряд. В случае необходимости зарядить до максимума от зарядного устройства. В старых конструкциях могут потребоваться проверка уровня электролита и доливка дистиллированной воды. Пренебрегать этими несложными процедурами не стоит. В теплое время двигатель легко запустится и от разряженного на три четверти аккумулятора, а вот срок эксплуатации источника тока в таком состоянии значительно меньше.
Многие считают, что с наступлением тепла необходимо поменять свечи. Если в морозы машина заводилась исправно, это говорит о том, что свечи в полном порядке и в замене не нуждаются. Но проверить их состояние не помешает.
С маслом ситуация спорная. Современные синтетические и полусинтетические масла не теряют своих свойств как при значительных отрицательных температурах, так и в жару. Поэтому, если масло в мотор залито качественное и срок замены еще не пришел, эту процедуру можно не делать. Кстати, специалисты утверждают, что масло лучше менять не по пробегу, а по времени: как минимум два раза в год.
С наступлением тепла внимательно присмотритесь к двигателю. Перепады температур от минус 20 в утренние часы до плюс 95 в рабочем режиме приводят к износу эластичных элементов двигателя. Пластиковые и резиновые детали теряют свои свойства: резина сохнет и трескается, пластик лопается. Все это приводит к потере герметичности, и как следствие - технические жидкости (масло, тосол или антифриз) могут подтекать. Исправный мотор должен быть сухим и чистым, а если вы обнаружили маслянистые подтеки, немедленно обращайтесь в автосервис.
Взгляд из ямы
Теперь ставим машину на смотровую яму, а сами отправляемся под авто и исследуем состояние подвески. После зимней езды проводим проверку рулевых тяг, сайлент-блоков, шарниров подвески и шрусов. При необходимости меняем и их. Езда по льду, снегу и лужам одновременно приводит к тому, что пыльники на узлах подвески лопаются, узел теряет смазку и быстро выходит из строя. Во избежание дорогостоящего ремонта, связанного с заменой узла, необходимо проверить все пыльники и заменить поврежденные. Та же ситуация с тормозными шлангами. Если поврежденный тормозной шланг вовремя не заменить, это может стать причиной трагедии.
Возможно, список необходимых процедур для подготовки автомобиля к весенне-летнему сезону с первого взгляда покажется чересчур длинным, но, с другой стороны, уверенность и безопасность дорогого стоят.