Интернет - детям не игрушка
По мнению многих психологов, значительная часть информации Глобальной сети ведет к деградации ребенка. Но большинство современных родителей это не пугает. А кто-то даже гордится тем, что их малыш рано освоил компьютер, считая это признаком неординарных способностей: "Вот моему три (два, четыре) года, а уже лучше меня разбирается".
Пленники Сети
- На мой взгляд, это трагедия, которую мы не замечаем, - делится мыслями мурманчанка Виктория Булавина, мать четырехлетнего сына. - Я не понимаю родителей, которые стараются первым делом усадить ребенка за компьютер. Может, они втайне мечтают о карьере Стива Джобса или Билла Гейтса для них? Но уже общеизвестно, что сами владельцы компьютерных компаний, таких как "Google" и "Facebook", и многие обеспеченные бизнесмены Европы всячески ограничивают своих детей от пользования телефонами и планшетами. Существуют даже закрытые школы, в которых гаджеты запрещены.
Мне позиция молодой мамы близка. Имея за плечами опыт преподавания в туристическом кружке, смело могу поделиться своими наблюдениями за общением детей. Зависимых от Интернета видно сразу. Они более замкнуты, молчаливы, несамостоятельны, примитивны в размышлениях, с маленьким словарным запасом и ограниченными представлениями о реальном мире.
За комментариями мы обратились к подростковому психотерапевту, заведующей центром психотерапевтической помощи детям и подросткам Мурманска Надежде Сидоровой.
- Интернет - это часть современной жизни, - говорит врач. - Но если не придерживаться золотой середины во времени пользования, то у детей могут возникнуть зависимость и задержка в развитии психики. Особенно уязвимы подростки - с их стремлением отделиться от родителей, самоутвердиться, быть героями. И Интернет посредством игр и безликих соцсетей предоставляет им такую возможность. Насколько далеко зайдет процесс привыкания, зависит от степени родительского контроля.
По словам Надежды Сидоровой, в центр и к врачам-наркологам регулярно обращаются мурманчане с жалобами на Интернет-зависимость у детей. Но о статистике говорить пока невозможно. Проблема в том, что такой диагноз не внесен в перечень Международной классификации болезней. То есть она не считается официально болезнью, и анализ данных не проводится.
- Несомненно, это расстройство психики, - продолжает подростковый психотерапевт. - К сожалению, нет постоянной пропаганды, направленной против Интернет-зависимости. Как, например, в случае с движением против СПИДа или туберкулеза. Поверьте, хоть последствия от Интернет-зависимости не смертельны, но нашим пациентам и их родным она мешает жить не меньше, чем эти общеизвестные болезни.
Кстати, в Китае данная проблема приняла глобальный масштаб, ее окрестили веб-наркоманией. С 2013 года в стране работает более 250 военных реабилитационных лагерей, которые помогают подросткам избавиться от Интернет-зависимости при помощи физических нагрузок, установления режима дня и творческих занятий.
Протез для мозга
Дети, уткнувшиеся в новую игру в телефоне или планшете, - привычная картина в очереди в поликлинике, в общественном транспорте, в холле торговых центров, в кафе. Даже появились современные анекдоты на данную тему в соцсетях: "Приходит мама за ребенком в сад. Смотрит, дети в песочнице сидят с телефонами, а воспитательница на скамейке спит.
- Что ж вы спите? У вас же все дети разбегутся...
- Да куда они денутся, у нас Wi-Fi только в пределах песочницы".
Сами геймеры подшучивают над собой, выкладывая в Сети сатирические картинки-мемы и комиксы. Смешно. Если бы не было так грустно.
При избыточном увлечении Интернетом у маленьких детей катастрофически сужается кругозор, возникают трудности в общении с окружающими, не формируются навык внимательного слушания и способность оценить в полноте красоту слова или образа.
- За остроту внимания, крепкую память, воображение и другие мыслительные процессы в мозге отвечают синапсы - связи между клетками мозга, - поясняет психотерапевт Надежда Сидорова. - Насколько они активны и развиты, настолько велика способность к запоминанию, сильнее внимание, лучше восприятие информации. Наиболее активно развитие мозга и картины окружающего мира у ребенка происходит до семи лет. Если до этого возраста ребенок увлекся компьютером и долго проводит время в Сети, происходит задержка в развитии. Поэтому до школы я бы категорически не рекомендовала знакомить детей с работой компьютера, телефона и планшета. В школьном возрасте нужно строго следить за временем, проведенным в Интернете, и за посещаемыми сайтами. Дневная норма для младшего школьника - 15 минут.
К ТЕМЕ
Симптомы Интернет-зависимости:
- безуспешные попытки контролировать, сократить или прекратить использование Интернета;
- постепенное увеличение времени нахождения в Интернете;
- ощущение беспокойства, раздражения при попытках ограничить или прекратить использование Интернета;
- использование Интернета как способа ухода от проблем или поднятия настроения.
Увлечение Интернетом постепенно подавляет волю ребенка. Если упустить момент, потом труднее будет вызволить дитя из Сети. Лучше родителям почаще общаться с ребенком, рассказывать об окружающем мире, в форме игры объяснять правила поведения с людьми, говорить о природе. Таким образом гармонично развивается эмоциональная сфера человека. Потому что ни одна компьютерная "улыбка", появившаяся на экране при правильном выполнении задания, не может заменить родительского поцелуя в макушку.
Развивающие компьютерные игры для детей должны быть только способом запоминания знаний, полученных в живой беседе со взрослыми, а не своеобразным "протезом для мозга", который помогает тренировать скорость реагирования, ловкость пальцев, краткосрочную память. Компенсировать недостаток общения с близкими гаджеты не смогут.
Виртуальная жизнь
Если хотя бы 60 процентов времени ребенка в сутки проходит за клавиатурой, то основные понятия о жизни остаются за пределами его сознания. Пение птиц, игра солнечного света в каплях дождя, северное сияние, блеск снега и свежесть морозного воздуха, запах самостоятельно поджаренного на костре хлеба во время привала на природе, свист ветра в ушах во время езды на велосипеде. Все ли современные дети знают, что это такое? Хотелось бы ответить утвердительно.
Виды Интернет-зависимости:
- необходимость в беспрерывном виртуальном общении (в социальных сетях, на форумах);
- непреодолимая нужда в постоянном потоке информации (веб-серфинг);
- игровая зависимость (зависимость от онлайн-игр);
- киберсексуальное влечение (просмотр порнографических сайтов).
Чтобы настоящая жизнь не прошла мимо вашего ребенка, в первую очередь, сами не злоупотребляйте Интернетом. Используйте его только для саморазвития, работы и практических дел, если нужно. А детей максимально оградите от игр до 16-18 лет. В дошкольный период в Интернете должны быть доступны только минимум хороших развивающих мультиков в строго определенное время. Высвободившееся время используйте для чтения, прогулок, посещения спортивных секций и активной помощи по дому.
Приверженцам мысли о великой познавательной силе Интернета приведу еще один аргумент: Микеланджело, Лев Толстой, академик Сахаров и множество великих гениев не использовали компьютер вообще, что не помешало им стать всемирно известными на многие столетия.
Елена ПАВЛОВА.
Фото автора, из личного архива Виктории Булавиной и открытых Интернет-источников.
На сегодняшний день создание сайтов это очень востребованная услуга. На первом этапе создания сайта необходимо учесть важные детали, поскольку именно от них будет зависеть удобство сайта, его внешний вид, качество. Компания "Зеталайн" разработает для вас сайт, который принесет вам прибыль.
Реклама.