Скоро вся страна будет праздновать День защитника Отечества. 23 февраля мы по традиции поздравляем не только военнослужащих, но и вообще все мужское население, включая тех, кто не имеет прямого отношения к армии или флоту. И это правильно, так как быть защитником - прямая мужская обязанность.
Но мы как-то забываем, что современная война - это не только доблесть и мужество солдат и матросов. Без техники, без умения ею пользоваться сейчас победить невозможно. Поэтому сегодня хочется сместить акцент в поздравлениях с людей на железо. А конкретнее - на тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Корабли ведь тоже служат, а значит, заслуживают нашего признания, поскольку тоже являются защитниками Отечества. Тем более что 23 февраля на корабле будут отмечать день поднятия флага.
Сначала была "Рига"
Пятый по счету тяжелый авианесущий крейсер СССР "Рига" был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлетов и посадки на него сухопутных самолетов Су-25, Су-27, МиГ-29. Для этого он имел значительно увеличенную полетную палубу и трамплин для взлета самолетов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
Основные тактико-технические данные корабля следующие (по данным Интернет-источников): водоизмещение - 61390 тонн, длина полетной палубы - 306,45 метра, ширина - 71,96 метра, осадка - 10 метров, скорость - 29 узлов, дальность плавания максимальная - 8417 миль. Экипаж - 1960 человек, летный персонал - 620 человек. На борту могут размещаться до 50 летательных аппаратов. Вооружение состоит из зенитно-артиллерийских комплексов, способных осуществлять задачи не только непосредственной защиты авианосца, но и поражения кораблей противника, находящихся на значительном удалении. В этом его главное отличие от американских авианосцев, которые имеют только зенитно-ракетные комплексы ближнего боя.
"Кузнецов" имеет противоторпедную трехслойную защиту в 4,5 метра. Для обнаружения подлодок противника имеется гидроакустическая станция "Полином", которая может услышать крадущуюся на глубине субмарину на дальности до 50 километров. Для уничтожения подлодок есть 60 глубинных бомб. За самолеты и ракеты противника отвечает радиолокационная станция "Фрегат". Первые она может засечь на дальности свыше 100 километров, вторые - за 30 километров.
Череда переименований
Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь (имя "Рига" было передано шестому кораблю в серии, который в 1990 году стал "Варягом"). Под этим названием он и был спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. 11 августа 1987 года корабль был опять переименован, на этот раз в "Тбилиси".
8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а затем и выходы в море. Только на ходовых испытаниях корабль прошел более 16 тысяч морских миль. 4 октября 1990 года переименован в очередной раз (четвертый) и стал называться "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".
Тимур Апакидзе
А в 1991 году Советский Союз распался, и судьба только что построенного корабля могла на этом и закончиться, если бы не Тимур Апакидзе. Он сыграл ключевую роль в сохранении крейсера в составе Военно-Морского Флота России. В связи с тем, что украинская сторона могла предъявить на этот корабль претензии, 1 декабря 1991 года крейсер был экстренно и тайно выведен из Севастополя и двинулся вокруг Европы на Северный флот. Вместе с ним на Север перевелось около восемнадцати летчиков и сотня инженеров и техников.
24 декабря 1991 года крейсер прибыл в Североморск. Но в этот момент у России не было денег на содержание плавучего аэродрома. Перед Апакидзе ставят задачу почти невыполнимую: в течение нескольких месяцев создать корабельную авиационную группу. Иначе корабль пойдет на слом. Тимур Автандилович с этой задачей справляется блестяще. Одновременно с обучением летчиков продолжались различные испытания. Крейсер по три-четыре месяца в году проводил в море, участвовал в учениях.
В 1995 году, в самый разгар постперестроечного кризиса, Апакидзе добивается выхода корабля в дальний поход. Как это удалось Апакидзе, известно только ему одному. Соединение во главе с "Кузнецовым" вышло в море 23 декабря 1995 года. Домой вернулись через три месяца.
А потом деньги кончились. "Кузнецов" в море не выходил, и самолеты с него не взлетали.
Следующий дальний поход должен был состояться в 2000 году. Но в августе случилась трагедия с АПЛ "Курск". Выход в море авианосного соединения отменили.
Усталость металла
Только в 2004 году в составе группы из девяти кораблей Северного флота авианосец снова отправился в Северную Атлантику. С этого момента и по сей день "Кузнецов" исправно служит той цели, для которой и создавался, - представлять интересы страны в мировом океане. Помимо похода 2004 года крейсер был в длительных командировках еще в 2005, зимой 2007-2008, 2011-2012 и 2013-2014 годов. В промежутках между ними корабль тоже без дела не стоял, проводя многочисленные учения в Баренцевом море. На его палубу совершали посадки и взлетали летчики Северного флота. За эти годы корабль стал настоящим университетом для многих морских пилотов России.
А с конца прошлого года "Кузнецов" является и еще одной визитной карточкой Мурманска. Можно сказать, что он ею был давно, так как местом его базирования официально считался судоремонтный завод № 35, расположенный в черте нашего города. Ну а юридически это было закреплено в соглашении о шефских связях между администрацией города Мурманска и командованием Северного флота.
Командиру тяжелого
авианесущего крейсера
“Адмирал флота Советского Союза Кузнецов”
С. Г. Артамонову
Уважаемый Сергей Григорьевич!
ТАВКР “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов” является гордостью Военно-морского флота России.
Авианосец прошел десятки тысяч морских миль, неоднократно принимал участие в дальних походах, успешно выполнял поставленные задачи в различных районах Мирового океана. Экипаж корабля - настоящие профессионалы, специалисты высочайшего уровня.
Ваш экипаж проявляет лучшие качества, свойственные флагману российского флота: истинный патриотизм, исключительную собранность и организованность в работе, умение на собственном примере показывать, сколь самоотверженно и преданно можно и нужно служить России.
Мы гордимся летчиками авиакрыла авианосца. Это настоящая элита - гордость палубной авиации России.
Особую гордость мы испытываем от того, что нас связывают шефские связи. Спасибо за активное сотрудничество с городом-героем Мурманском, за помощь в военно-патриотическом воспитании нашей молодежи.
Искренне поздравляем Вас и весь экипаж с 24-й годовщиной подъема военно-морского флага на корабле. Желаем удачи в благородном деле защиты морских рубежей России.
Добра и благополучия Вам и всему экипажу, новых успехов во имя славы отечественного флота. Семь футов под килем!
Глава муниципального
образования город Мурманск А. Б. Веллер.
Глава администрации
города Мурманска А. И. Сысоев.
Город берет на себя помощь в решении многих социальных проблем моряков "Кузнецова", получая взамен полигон для патриотического воспитания юных мурманчан, которые теперь могут не только посещать с экскурсиями единственный российский авианосец, но и совместно с экипажем проводить различные конкурсы, спортивные состязания и другие подобные мероприятия.
Но время неумолимо. При разработке корабля конструкторы заложили в его корабельную жизнь 50 лет эксплуатации. Половина этого срока прошла. Корабль нуждается в серьезном ремонте, как и человек, которому после напряженного труда требуется отдых. И многие информагентства его неоднократно, начиная с 2011 года, отправляли в корабельный "санаторий", то есть на судоремонтный завод. Чаще всего назывался северодвинский "Севмаш". Но туда выстроилась целая очередь из желающих поправить свое "пошатнувшееся здоровье" кораблей. И "Кузнецов" не первый в этом списке. Для него служба продолжается!
Андрей КИРОШКО.
Фото автора и Константина БРАЙЦЕВА.