В Москве прошел форум, посвященный детскому травматизму в России
Дети - это люди, перед которыми ежедневно, ежеминутно открывается мир. И он полон не только новым и интересным. Опасность подстерегает ребенка повсюду. Ее угроза в разы увеличивается за счет того, что у малыша только начинает развиваться инстинкт самосохранения.
Страдают миллионы…
Первое место среди детских травм занимают черепно-мозговые. Так, например, в период с 2003 по 2012 год в России травму головы получили более 2,5 миллиона детей. 18 тысяч погибли. Более 50 тысяч остались инвалидами.
Как предупредить детский травматизм? Что делать, если беда все-таки случилась? Как обеспечить детям необходимую реабилитацию? Как объединить с этой целью журналистское, медицинское и бизнес-сообщество? Эти и многие другие вопросы обсуждали участники форума, который состоялся в конце октября в Москве.
Его организаторы - Благотворительный фонд содействия в оказании медико-социальной и реабилитационной помощи детям с тяжелой травмой и ее последствиями (Фонд детского доктора Рошаля) и одна из крупнейших компаний по производству косметических и санитарно-гигиенических товаров, а также медицинского оборудования.
"Вечерний Мурманск" стал одним из информационных партнеров мероприятия, проходившего в стенах пресс-центра ТАСС.
"Вместе за безопасность детей!" - так называется социальный проект, призванный не только предупредить детский травматизм, но и помочь тем, кто уже пострадал.
Падения из окон, драки в школе и ДТП
- Мы говорим о безопасности в самом широком смысле слова. Мы рискуем здоровьем своих детей всегда и везде, - считает ведущая форума, известная теле- и радиоведущая, мама двоих детей Тутта Ларсен. - Как-то раз одна многодетная мама, активный блогер, показала нам, насколько может быть опасным для годовалого ребенка нахождение дома. Нам кажется, что в квартире для малыша нет никаких опасностей. Но если встать на четвереньки, как сделала она, и поползти по комнатам, можно увидеть острые углы, неприкрытые розетки и прочие вещи.
Причем каждому возрасту соответствуют свои травмы.
Дети до года падают из переносок, с кроватей, с пеленальных столиков. В этом возрасте у малышей очень тонкая кость. Достаточно несильного удара, чтобы получить перелом черепа.
С года дети начинают ходить, везде залезать, сносить препятствия на своем пути. Малыши забираются на подоконники, опираются на москитные сетки и выпадают из окон. Они еще не чувствуют опасности. Хватаются из-за неустойчивости за всякие предметы, в том числе телевизоры…
У детсадовцев и младших школьников - совсем другие травмы. Здесь разговор уже идет о драках, ДТП как следствии прогулок во дворе.
Что касается подростков, то они получают увечья, занимаясь экстремальными видами спорта. К примеру, модным ныне паркуром. А еще молодежь любит тарзанки, фейерверки и ныряние в водоемы.
- Вот у нас недавно лечился мальчик. Бегал в школе, налетел на другого ребенка. Тому ничего, а у этого - тяжелейшая черепная травма, несколько этапных операций и длительное вегетативное состояние, - приводит пример заместитель директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, председатель правления Фонда детского доктора Рошаля Светлана Валиуллина. - Мы очень часто посещаем различные зарубежные медицинские учреждения и клиники, где помощь пациентам с серьезными черепными и спинными травмами оказывается во многом за счет благотворительных средств. Ведь одному здравоохранению с проблемой не справиться. Лечение и реабилитация таких пациентов всегда очень затратны.
Центров не хватает
Так, обязательное медицинское страхование в России покрывает только 30 дней лечения в реанимации и 45 дней - в специализированном отделении. Зачастую этого времени для восстановления не хватает, так как речь идет о тяжелой нейротравме. Долгий период дети получают пищу через гастростому, дышат через трахеостому. Как в таком состоянии забирать ребенка домой? Ведь ему нужны современные технические средства реабилитации, предметы ухода. А это все очень дорого. Между тем оплата за счет средств ОМС уже закончена. В результате выход из трудной ситуации приходится искать родителям. К сожалению, его находят далеко не все. Одни продают все, что имеют, чтобы отправить ребенка за границу, другие ищут спонсоров, у третьих просто опускаются руки.
- Многие фонды ограничиваются тем, что собирают деньги для направления детей за границу. Но не нужно забывать про Россию, ведь у нас есть и качественное лечение, и качественная реабилитация, - считает Светлана Валиуллина. - За границей же существует языковой барьер. Если там очень хорошо развита двигательная реабилитация, в полной мере психологическую и логопедическую реабилитацию там дать не могут, так как должен быть очень тесный контакт с ребенком.
- Нередки случаи, когда дети получают тяжелейшие открытые раны мягких тканей, костей и крупных суставов. Порой стоимость лечения одного ребенка доходит до миллиона рублей, - говорит руководитель отдела гнойной хирургии НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, член правления Фонда детского доктора Рошаля Валерий Митиш. - К сожалению, в России недостаточно медицинских центров, которые бы занимались именно тяжелыми открытыми травмами. К нам в НИИ часто переводят таких детей из других лечебных учреждений Москвы, регионов России и из-за рубежа. Всеми хирургическими технологиями, которые необходимы для ликвидации тяжелых травм, мы обладаем.
Действительно, в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии знания и навыки наработаны годами. Так, с 1988 года бригада детских хирургов НИИ выезжает на все крупнейшие мировые землетрясения. Последняя командировка была в 2010 году на Гаити. По официальным данным, то землетрясение унесло жизни более чем 222 тысяч человек, 311 тысяч получили ранения, более 800 пропали без вести.
Из роддома - в автокресло
- Мы считаем, что в большинстве случаев в детских травмах виноваты взрослые, - взял слово главный детский травматолог Москвы, главный врач спортивной команды "Спартак" Размик Кешишян. - И чем младше ребенок, тем большая ответственность лежит на взрослых.
Поэтому все участники форума уверены, что учить безопасности нужно и детей, и взрослых. Причем не только родителей, но и, например, врачей в родильных домах.
- Когда мы столкнулись с темой продвижения детских удерживающих устройств и детских автокресел, поняли, что акушеры зачастую не знают о том, что даже новорожденного ребенка уже нужно перевозить в кресле, - говорит президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре. - Смотрели на нас с широко раскрытыми глазами: "Как же его посадить, он же еще не умеет?!". Тема безопасности становится популярной за счет того, что появились подкованные знаниями мамы.
"Просил поменять нас местами"
В рамках проекта "Вместе за безопасность детей!" была проведена акция "Октябрь - месяц добра". По рублю с каждой покупки продукции компании - организатора проекта направлялось на лечение детей в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Участниками благотворительной кампании стали ребята из различных регионов России, в том числе Мурманской области.
Сейчас Регине Леоновой четыре года. Трагедия случилась в 2012-м, когда девочка с семьей отдыхала в Тверской области. Пьяный водитель сбил Регину, ее брата и маму, когда они стояли на тротуаре. Основной удар пришелся на двухлетнюю малышку. Регину лечили в Твери и Мурманске, за консультацией родители обратились в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, где и была сделана дополнительная операция на головном мозге. Ребенок активно восстанавливается, однако впереди еще много работы: девочке требуется помощь дефектологов, массажистов, специалистов по ЛФК, консультации нейроофтальмологов.
Еще один участник благотворительной акции - 11-летний москвич Никита Бодак. В октябре 2012 года мальчик переходил железнодорожные пути и не заметил приближающегося поезда. Локомотив задел ребенка, в результате чего Никита получил тяжелую черепно-мозговую травму, трижды пережил клиническую смерть. Однако благодаря усилиям московских врачей он не только остался жив - удалось восстановить функции движения, речи, памяти и внимания. Но реабилитация еще не завершена. На форум Никита приехал вместе со своим папой Игорем Бодаком. При воспоминании о той страшной трагедии у мужчины наворачиваются слезы. Он до сих пор винит себя в случившемся. Ужасная картина и сейчас стоит перед его глазами:
- Наша семья вписала свою страницу в устав безопасности детей. Кровью моего сына. Мы заламываем руки с вопросом: "Почему? За что?". Но нужно думать до, а не после. Я призываю всех родителей беречь своих детей. Мы - взрослые и образованные, но беда все равно приходит в какую-то из семей. Что делать и куда бежать? Когда время идет ни на часы, ни на минуты, а на секунды. Тогда, я помню, стоял у постели Никиты в реанимации и просил поменять нас местами. Но даже Бог этого не в состоянии сделать. Наши врачи лечат не только аппаратурой, но и сердцем. Низкий поклон им.
Сам Никита с доброй искренней улыбкой только сильнее прижимался к папе и сжимал в руках мягкого мишку, смущенно опуская глаза при виде микрофонов и камер.
Екатерина БОГДАНОВА.
Фото автора.