На что готовы современные подростки, чтобы быть крутыми
В детстве мы все любили гулять и играть. Кому-то нравились прятки, кому-то - казаки-разбойники, кому-то - резиночки. А еще в нашем дворе любили играть в "вышибалу", "тише едешь - дальше будешь", классики, "море волнуется раз", "испорченный телефон", "съедобное - несъедобное"…
Потом, когда мы стали чуть взрослее, продолжили играть, но не на улице в мяч, а в подъездах на гитарах.
Сейчас почти все двери подъездов оборудованы домофонами, да и вообще гуляющих детей и подростков стало гораздо меньше. Дворовых друзей заменили виртуальные. О том, что случилось нового в жизни приятелей, принято узнавать по фото, видео и постам в соцсетях. Однако есть и те, кто до сих пор предпочитает улицу компьютеру. Вот только игры здорово изменились. А может, ситуация, которой я стала невольным свидетелем, - случай единичный?.. Очень хотелось бы верить.
Головой - в помойку
Начну с того, что я совсем не отношусь к типу людей, которых обычно называют ханжами. Я не занимаюсь морализаторством, лояльно отношусь к представителям различных молодежных субкультур, не особо обращаю внимание на людей, которые шумно ведут себя, например, на улице, на любителей дредов по всей голове и пирсинга лица, на устроителей флэш-мобов… Да и нынешний материал я пишу вовсе не в качестве нотации. Скорее, это размышление по поводу увиденного-услышанного.
Не так давно я гуляла с ребенком на детской площадке. Туда же пришли пять подростков класса из десятого. Две девушки - узкие джинсы, кеды, новомодно заплетенные косички. Три парня - хорошая спортивная одежда, скейт, рюкзаки. Когда молодежь заметила меня и ребенка, кто-то из них сказал остальным, мол, матом не кричите. "Как хорошо", - про себя заметила я.
У меня совершенно не было замысла подглядывать за ними и подслушивать их, однако общались ребята настолько громко, что и до жителей соседнего дома отчетливо доносилось каждое слово.
Один из подростков предложил поиграть в "правду или желание". Суть игры заключается в том, что ведущий придумывает определенное задание для одного из участников. Если тот его отказывается выполнять, то взамен ему приходится честно отвечать на какой-либо каверзный вопрос. Первое задание придумали для одной из девочек. "Значит, так, - ехидно улыбаясь, заявил парень-ведущий, - ты должна вот отсюда до сюда (он отметил дистанцию примерно в два метра на земле) проехать на попе. Оля* пусть тебя за руки тянет!". Все в нетерпении замерли. Я думала, что девушка откажется. Однако ошиблась. Она, не раздумывая ни секунды, села на землю, вытянула ноги, а подруга поволокла ее к "финишу". На глазах у друзей и прохожих.
Как оказалось позже, это было вполне гуманное задание. Так, одному из парней пришлось зубами из помойки доставать грязную картонную пачку, другому - отжиматься и целовать грязный асфальт, второй девушке довелось съесть горсть пыльной, растущей прямо у дороги рябины. Чуть не забыла: были еще 40-секундные поцелуи с грязной покрышкой автомобиля. Когда ребята придумывали задания, они старались, чтобы это было противно и позорно для их товарища. Так, предложенное кем-то желание они отвергли, заявив, что "это сложно, но не особо унижает".
В чем смысл?
"О! Я придумал! - довольно закричал один из школьников, собираясь сообщить задание другу. - Короче так, ты должен подойти к дереву, обнять его и 20 секунд тереться об ствол своим… достоинством!". После этого все пятеро пошли к детскому саду на поиски подходящего дерева. Я же осталась размышлять о том, отчего же их так тянет друг друга унижать? Смысл в чем? В догонялках нужно быстро бегать, в прятках - уметь тихо сидеть в засаде, да даже в "бутылочке" есть смысл - надеяться, что она укажет как раз на объект твоего обожания. А здесь что? Кто придумает и не побоится озвучить более изощренное задание? Или кто не постесняется его выполнить? Или адреналина и острых ощущений не хватает? Так для этого лучше спортом заняться.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТА
Евгения Коптева, психолог Мурманского центра социальной помощи семье и детям:
- Основная черта подросткового возраста - поиск идентичности: кто я? какой я? Что я могу? Каковы мои возможности? Каково мое место в обществе? Описанная в статье игра хорошо показывает, что подростки пытаются ответить на вопрос: на что я могу пойти, чтобы занимать определенную нишу среди сверстников? Как мне стать среди друзей авторитетом? Самое главное в этой ситуации, что у каждого из подростков есть выбор: выполнить желание или ответить на вопрос. И ответственность за свой выбор каждый несет самостоятельно. Важно помнить, что любой подросток - это человек, который находится на границе между детством и взрослостью, это своего рода "пограничник". Представляете, насколько это может быть трудно?
Если сравнивать те ценности, которые существовали в обществе 20 лет назад, и те, что есть в настоящее время, то можно заметить существенные различия. Например, если раньше было много запретов, инструкций и мало выбора, то сейчас наоборот: много выборов и много соблазнов. В такой ситуации просто необходимо быть смелее, активнее, нарушать правила для того, чтобы стать успешным. Нарушать правила можно по-разному: преступить закон и стать преступником или же нарушить инструкцию или правило и сделать какое-то открытие и так далее. До чего могут дойти подростки уже за рамками игры - неизвестно. Все будет зависеть от того, насколько каждый из них может быть успешным в другой области, например, в учебе, спорте, искусстве… И если возвратиться к нашим играющим подросткам, то, я думаю, что ими это не воспринимается как унижение. Просто игра, испытание возможностей. В помойку головой нырнет далеко не каждый человек. Это смело, это вызов.
Возможно, в будущем им будет не очень приятно вспоминать об этих вещах.
Когда я говорю о подростках, мне сразу вспоминается сцена из советской комедии "Человек с бульвара Капуцинов", когда папа и мама не пускают юного индейца на фильм:
"Мал еще" - "Как на тропу войны, так не мал, а как на фильму…" - "Стыдись, Белое Перо! Ты еще не отпраздновал свою шестнадцатую весну".
Родители очень часто именно так общаются со своими детьми-подростками. "Ты взрослый, приберись в квартире" - "Мама, я хочу сделать пирсинг". - "Вырастешь, тогда и делай!". И как ребенку определиться, он маленький или все-таки уже взрослый?
Если говорить о реакции родителей, которым, допустим, стало известно о таких играх детей, то, я считаю, лучше всего на этом не заострять внимания. Чем больше подросткам что-то запрещать, тем больше вероятность, что он снова так сделает.
В описанной ситуации - стремление подростков пойти вразрез с обществом, демонстративное поведение.
К слову, насчет того, что нынче позорно. Сейчас для многих подростков это связано, например, с тем, что у тебя нет навороченного телефона или с тем, что ты учишься в непрестижной школе.
Однако путь от ребенка к взрослому человеку каждый проходит сам. И у мальчиков это происходит гораздо труднее, чем у девочек. Им приходится доказывать, что они - мужчины. Единственное, что может сделать родитель, - дать понять ребенку, что он рядом, что он всегда готов помочь.
К слову, в процессе игры одна из участниц выбрала ответ на вопрос. Он не заставил себя долго ждать и оказался весьма интимного характера: "Кто из нашего класса был твоим последним парнем?". Получается, что в том же самом классе еще был предпоследний, предпредпоследний… "Олег*", - запросто ответила школьница.
Видно было, что подростки между собой действительно дружат. Одна из девочек даже стала выгораживать юношу, когда гуляющая с коляской женщина пристыдила школьников за то, что орут на весь двор.
К чему тогда подобные унижения друг друга?.. К чему покорное согласие целовать колеса автомобиля и лезть головой в помойку? Хоть убейте, не понимаю…
Екатерина БОГДАНОВА.
* Имена подростков изменены.