Художники четырех стран показали, каким был Север 40 лет назад
Международные проекты в сфере искусства с каждым годом становятся все популярнее на территории Баренц-региона. И учреждения культуры Мурманска не упускают возможности в них поучаствовать. Последняя идея, воплощенная в жизнь сотрудниками музеев четырех стран, стала особенной, так как связана не с современным искусством или актуальными проблемами общества, а с творчеством художников 70-80-х годов прошлого века.
Идея проекта "Красота Севера" возникла у наших соседей-скандинавов почти случайно во время просмотра прогноза погоды. Находясь в Европе, они заметили, что прогноз там составляют только для территории на широте Осло, Стокгольма, Хельсинки и южнее. А все, что находится севернее, просто закрашено белым цветом. Именно тогда деятели культуры решили доказать, что Крайний Север - это не пустынные бесплодные земли, а территория активного творчества. Стоит признать, что северные художники мало известны даже в своих регионах, не говоря уже о южных областях. Проект "Красота Севера" дает возможность узнать, какие жанры были распространены у северных живописцев и графиков, на что они обращали внимание.
Мурманский областной художественный музей стал площадкой, где состоялось открытие финальной выставки проекта "Красота Севера". В экспозиции представлено более пятидесяти работ иностранных и мурманских художников: гобелены, живопись, графика и декоративно-прикладное искусство во всевозможных стилях и жанрах. То есть все, что можно назвать визуальным искусством Баренц-региона 1970-1980-х годов. Авторы многих работ творят до сих пор.
Проект создавался для укрепления отношений между финскими, шведскими, норвежскими учреждениями культуры и образования и Мурманским областным художественным музеем. Работы для выставки выбирались совместно из фондов различных галерей и частных коллекций. Их тематика ничем не ограничена, но все они созданы в 70-80-е годы прошлого века. Этот период в истории искусств северных стран считается малоизвестным широкой публике. Поэтому выставки, которые проходили в течение года в Финляндии, Швеции и Норвегии, вызывали повышенный интерес местных жителей.
Творчество 30-40-летней давности трудно ограничить рамками одного направления. В нем нет единого стиля, нет жестких канонов в применении тех или иных приемов. Вся палитра выразительных средств служила созданию нестандартного художественного образа. Еще в 60-е годы началось паломничество живописцев на Север, открывший художникам свою неброскую красоту, поэтому особое место в отечественном искусстве тех лет занимает северный пейзаж.
- Сами временные рамки послужили толчком к созданию выставки, - рассказал Александр Феофилактов, заслуженный художник России, председатель регионального отделения Союза художников России. - То есть у нас в 70-80-е царил реализм советского времени, резко отличавшийся от заграничной живописи. Это сейчас наши произведения могут быть похожими на работы иностранцев, а раньше даже мышление было другим, поэтому искусство очень отличалось.
В северной части Скандинавии до 80-х годов не существовало профессиональных художественных объединений и учреждений, как в СССР, поэтому сотрудничество между нашими странами, обмен выставками и опытом между художниками начались лишь в конце 70-х.
- Сейчас у нас появилась потребность изучить период, предшествующий началу общения художников из разных стран Баренц-региона, - рассказал Кари Лайне, основатель проекта "Красота Севера". - С одной стороны, это время близко нам, а с другой - уже порядком забыто. Поэтому мы привлекли научных сотрудников и исследователей искусства, чтобы этот пласт искусства стал известен широкой публике.
Научно-исследовательская работа отражена в альбоме с иллюстрациями и статьями, касающимися искусства четырех стран того периода. Ознакомиться с его содержанием можно в художественном музее во время работы выставки "Красота Севера".
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.