Марина Ковтун рассказала студентам об арктических проектах Мурманской области
Надо же, я даже не представляла, что у нас такие ресурсы и возможности, - тихонько шепнула подружке молоденькая студентка, явно пораженная услышанным. Удивление юной мурманчанки понять можно - в школьно-выпускной, а потом абитуриентской суете вряд ли оставалось время для пристального знакомства с настоящим родного края. Однако публичную лекцию, прочитанную в конце прошлой недели врио губернатора Мурманской области Мариной Ковтун студентам Мурманского государственного гуманитарного университета, без сомнения, было бы полезно послушать не только молодежи, но и тем, кто пытается убедить себя и других в стагнации заполярной экономики.
Степень интереса к словам главы региона была очевидной. И определялась она даже не количеством слушателей, под завязку заполнившим актовый зал МГГУ. Завладеть вниманием не одной сотни молодых людей так, чтобы больше часа над залом висела полная тишина, под силу не каждому профессиональному лектору. Марине Ковтун это удалось. Наверное, в том числе и потому, что даже набившие оскомину понятия в ее изложении наполнялись совершенно конкретным смыслом. Собственно, именно конкретика из фактов и цифр и стала лейтмотивом публичной лекции "Мурманская область: взгляд в будущее".
- Вы, конечно, много раз слышали фразу "Мурманск - ворота в Арктику". Но, наверное, еще никогда наша область не была так близка к реальному воплощению этих слов в жизнь, - начала разговор Марина Васильевна.
Она напомнила, что с нынешней весны это определение обрело еще и юридические рамки. 2 мая Президент РФ подписал указ, согласно которому Мурманская область полностью вошла в Арктическую зону. Вместе с Ненецким, Ямало-Ненецким и Чукотским автономными округами. А вот Саха (Якутия), Красноярский край и в последнее время объявившая себя нашим конкурентом Архангельская область границы Арктики пересекают лишь частично, что также отражено в президентском указе.
- Говорить, конечно, можно все что угодно. Но на сегодняшний день все исследования, которые проводила компания "Роснефть" для выбора территории под свою арктическую базу, однозначно показали, что Кольский залив не просто лучшее, а единственное подходящее для этого место, - рассказала врио губернатора Марина Ковтун. - Руководство компании убедилось, что, по сути, это уникальное природное явление: близкий выход в Мировой океан, незамерзающий порт и, что еще важнее, глубины до 200-300 метров, позволяющие принимать суда любой тоннажности.
Для сравнения глава региона привела параметры архангельского порта, глубина которого достигает лишь девяти метров. Поэтому говорить о притязаниях на звание арктического центра соседям вряд ли уместно. И это, кстати, еще один камень в огород скептиков.
О "Роснефти" врио губернатора помянула вовсе не для красного словца. Судя по всему, в ближайшие годы именно этой корпорации предстоит играть одну из главных скрипок в экономике региона. Приход компании в Кольский залив для нас как минимум - новые рабочие места, как максимум - создание целой инфраструктурной цепочки, затрагивающей практически все сферы жизни региона, в том числе образование и соцобеспечение.
Первыми внушительную поступь добытчиков почувствовали жители Росляково. 1 сентября Владимир Путин подписал указ о выведении населенного пункта из состава ЗАТО Североморск и поэтапном вхождении его в Мурманск.
- Я, кстати, не припомню, чтобы указы президента, касающиеся столь сложных организационных вопросов, подписывались с такой скоростью, - отметила Марина Ковтун.
Впрочем, это не единственный уже свершившийся факт в пользу региональных перспектив. Недавно был дан старт началу строительства железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива. А детали реализации проекта в минувшие выходные в Мурманске обсудил с руководством области министр транспорта России Максим Соколов. Это означает, что проект развития Мурманского транспортного узла не просто жив, как бы ни сомневались в этом скептики, но и начал воплощаться в реальности.
- Так исторически сложилось, что западный берег залива не имеет инфраструктуры. Но на восточном берегу порту двигаться уже некуда. Дальше находится город, - Марина Васильевна проводит лазерной указкой по карте. - Здесь на торговом терминале у нас идет в основном перевалка угля, и она действительно уже начинает досаждать. Это хорошо, конечно, когда грузопоток растет, но со строительством железнодорожной ветки появляется возможность все сыпучие грузы перевести на западный берег.
Судьбу проекта, идея которого возникла еще в 2007 году, простой не назовешь. Казалось бы, после очередной отсрочки освоения Штокмана в конце прошлого года появилась надежда - проект МТУ успешно прошел госэкспертизу. Но уже в апреле года нынешнего над ним вновь нависла угроза. Из федерального центра прилетела информация, что финансирование общим объемом в 41 миллиард рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом всего региона, может быть сокращено на две трети.
- Это заставило нас серьезно мобилизоваться. Может быть, вы помните, как во время одной из пресс-конференций Владимир Владимирович Путин на вопрос нашей журналистки сказал: "Это вас губернатор надоумила? Она мне названивает", - улыбнулась Марина Васильевна. - Я действительно звонила президенту. Кроме того, полетела в Магадан, где в тот момент находился премьер-министр Дмитрий Медведев, и там мы заручились соглашением, подписанным всеми заинтересованными сторонами. В этой работе очень помог глава "Роснефти" Игорь Сечин, который стал фактически защитником нашего будущего. Собственно, в этом - единении интересов всех в единую картину - и заключается роль власти.
Марина Васильевна рассказала студентам и о некоторых параметрах проекта. Так, в частности, строительство железной дороги предусматривает создание еще двух мостов - через Кольский залив и реку Тулому. Сама ветка протянется до реки Лавны. Начальный этап предполагает создание угольного и нефтяного терминалов. Дальнейшую перспективу развития по большому счету может ограничить только береговая черта.
- Я так подробно остановилась на этом проекте потому, что он является, по сути, якорным. И уже на него будут нанизываться все остальные, - пояснила глава региона.
Так, до 2020 года в него логично "включатся" три новых атомных ледокола. Первый, самый крупный из них, шириной 34 метра, длиной 173 метра и водоизмещением 33 тысячи тонн, должен прийти в порт приписки Мурманск в 2017 году.
Владислав, студент факультета экологии и природопользования:
- Моя будущая профессия как раз подходит для таких перспектив. И я, честно говоря, впечатлен. Узнал много нового о том, что у нас будет строиться и делаться дальше. Я, конечно, и раньше связывал свою жизнь с Мурманском, но думаю, что теперь имею здесь вполне четкие перспективы. Поживем - увидим.
Татьяна, студентка факультета художественного образования, технологии и дизайна:
- Это было очень интересно и познавательно. Я, конечно, слышала о разработке шельфа, но не предполагала, что это окажется настолько грандиозное предприятие. И надеюсь, для него будут привлекаться как раз местные жители. Моя специальность, конечно, не имеет отношения непосредственно к разработке ресурсов или транспорту. Но думаю, найдется место и для меня. Очень интересно поработать с северной арктической тематикой и сделать какой-нибудь дизайнерский проект на эту тему.
Кроме того, по оценочным подсчетам, самой "Роснефти" для реализации перспективных планов необходимо порядка ста платформ. Их нужно будет где-то строить, и Кольский залив является для этого наиболее подходящим местом. Но воспользоваться щедростью недр не получится, если уже сейчас мы не озаботимся подготовкой квалифицированных специалистов.
- Если этого не сделаем мы сами у себя в области, компании-разработчики привезут своих сотрудников и будут им платить зарплаты. Но пока у нас еще есть время, которое мы уже начинаем заставлять работать на себя, - рассказала врио губернатора.
Так, на базе Мурманского государственного технического университета совместно с "Роснефтью" будет создан Центр арктических компетенций. И не исключено, что для этого потребуется реформирование мурманских вузов, поскольку теперь образовательная политика должна диктоваться интересами не учебных заведений, а экономики региона. Поэтому кажущаяся избитой фраза о том, что молодежь - наше будущее, в новых реалиях обретает совершенно четкое содержание.
- Никуда не уезжайте, работайте здесь, потому что именно здесь сегодня есть серьезные вызовы и перспективы. И у нас с вами все получится, - напутствовала студентов глава региона.
Елизавета ДЕСНИЦКАЯ.