Насыщенным выдалось окончание минувшей недели для подводников Северного флота. Первую половину пятницы моряки атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Тула" были главными действующими лицами учений, посвященных спасению с терпящей бедствие подводной лодки. За их действиями пристально наблюдал командный состав других подлодок. Командиры и старпомы были, по сути, в роли учеников, которым "туляки" показывали, как надо вести себя в критических ситуациях. И как не надо - тоже. Роль критика взял на себя начальник штаба Северного флота вице-адмирал Николай Евменов, который и был командующим учениями. Помимо "Тулы" в учениях принимали участие водолазное спасательное судно СФ "ВМ-596" и спасательный катер "Кайман".
А вот сразу после учений моряков ждало торжество. Но обо всем по порядку.
С риском для жизни
Всего отрабатывалось четыре упражнения: выход с затонувшей подводной лодки через торпедные аппараты, оказание помощи моряку, получившему баротравму, спасение с глубины при помощи всплывающего устройства и покидание аварийной лодки на надувных плотах.
Наибольший интерес вызывали первые два упражнения. Оба они проводились в условиях, максимально приближенных к боевым. По-другому их отработать, по сути, невозможно. И пойди что не так, последствия даже на учениях могут быть серьезными. Торпедный аппарат - труба диаметром 53,3 сантиметра и длиной примерно метров шесть. Этих габаритов вполне хватает, чтобы туда "загрузить" сразу трех человек. После чего аппарат наполняется водой для выравнивания внутреннего и внешнего давления, затем открываются крышки торпедных аппаратов, и подводники один за другим покидают его, всплывая на поверхность уже самостоятельно. При резком подъеме с большой глубины у человека начинается кессонная болезнь, которая может привести даже к смерти.
И тут вступают в дело спасатели, которые ожидают поднимающихся моряков на катерах и специальных судах. Их задача - "выудить" из воды пострадавшего, поднять его на судно и поместить в водолазную транспортировочную складную барокамеру (БВТ-С) "Кубышка".
Но все вышеописанное - теория, и только на практике можно проверить ее правильность.
С виду все просто, но любое отклонение от инструкции может иметь непоправимые последствия. Причем не завтра, а сразу. Возможно, понимание этого и привело к некоторой задержке выполнения первого упражнения. Что происходило в первом отсеке подлодки, где и расположены торпедные аппараты, мы, находящиеся в тот момент на пирсе, видеть не могли. Но не исключено, что задержка была вызвана именно желанием подводников все проверить и перепроверить. Кессонная болезнь, правда, в данном случае никому не грозила, так как выход осуществлялся с глубины не более трех метров. Но не менее опасно было пребывание человека в заполненном водой торпедном аппарате. Если не в порядке гидрокостюм или дыхательный аппарат, дело может закончиться плохо.
Про танк
Командующему учениями вся эта волокита не нравилась, и он этого не скрывал. В сущности, он был прав. Все подводники уже проходили, и не раз, эту процедуру. Чего тянуть-то? Но на поверхность воды долгое время всплывали только воздушные пузыри, выдыхаемые страхующим водолазом.
- Вообще, это не дело, когда он вот так ползает по дну и булькает, - комментирует происходящее начштаба. - Таких задержек быть не должно.
И чтобы как-то занять время, Николай Анатольевич рассказывает всем присутствующим историю… танка.
- С помощью используемого сегодня оборудования в этом году был осуществлен подъем с затонувшего в годы войны американского транспорта "Томас Дональдсон" танка "Шерман". Данная операция проводилась в ходе учений аварийно-спасательного отряда Северного флота. Сначала была проведена разведка объекта. Выяснилось, что транспорт после попадания в него торпеды развалился на три части. Было принято решение поднять находящийся в твиндеке судна танк. Первоначально его зацепили за штатные рымы. Но рымы на выдержали, произошел обрыв, и танк рухнул на грунт. Вторично его зацепили за катки и с помощью корабельного крана подняли на поверхность. Вместе с танком вытащили два пулемета "браунинг" и радиостанцию американского производства. Сейчас танк находится в Музее авиации в Сафоново, где проходит его реставрация.
"Кубышка"
В этот момент наконец где-то в гуще мутной воды начинается движение. На поверхность с разницей в минуту всплывают два подводника. Вскинутая вверх рука говорит о том, что у них все в порядке. Оба самостоятельно добираются до судна-спасателя.
А вот с третьим всплывшим что-то не то. Он отчаянно машет обеими руками, призывая на помощь. К нему спешит катер "Кайман". Начинается самое интересное. Собственно, последний вышедший из аппарата подводник разыгрывает кессонную болезнь. После чего "артист" отключается - его роль выполнена. Теперь все зависит от спасателей. Пострадавшего быстро извлекают из воды, снимают дыхательный аппарат и гидрокостюм, укутывают в одеяло и помещают в "Кубышку".
Выше было сказано, что быстрый подъем с большой глубины чреват если не смертью, то очень серьезными последствиями для здоровья. В реальных условиях подъем происходит поэтапно - подводник постепенно перемещается с большой глубины на меньшую, компенсируя разность давления. Но это занимает много времени. Поэтому есть другой вариант - быстрое всплытие с последующим помещением в декомпрессионную камеру, в которой и создается нужное давление. Но до камеры больного еще нужно доставить.
Вот для этого и существует "Кубышка" - водолазная транспортировочная складная барокамера, недавно поступившая на вооружение спасателей-североморцев. Пострадавшего помещают в нее, герметизируют, создают нужное давление. После чего шесть человек поднимают ее и перемещают в ближайшее медучреждение, где человеку окажут квалифицированную помощь. "Кубышка" сконструирована таким образом, что влезает в стандартный УАЗ-452, более известный в народе как "буханка". Причем не только сама камера, но и носильщики.
- С помощью "Кубышки" можно довести процент спасенных при баротравмах до ста, - рассказал Николай Евменов. - Раньше мы теряли много времени для доставки пострадавших к стационарным декомпрессионным камерам. Сейчас эта проблема исчезла.
Оценка
Первые два упражнения учений были и самыми сложными, и долгими. Последние два задания были отработаны куда быстрее. Подводники оперативно привели в действие всплывающую камеру, а затем в течение десяти минут выполнили погрузку в надувной плот. Получилось даже лихо. Но с ошибками. Что и заметил Николай Евменов, который тут же на пирсе провел разбор полетов. Но в целом начштаба остался доволен увиденным.
- Данное учение представляет собой мероприятие повышенной опасности, - сказал Николай Анатольевич, подводя итоги учений. - Личный состав хорошо и ответственно подготовился к учениям. Люди должны в спокойных условиях подготовиться к условиям экстремальным. Они должны знать, что здесь вот поступает вода, и она должна поступать, здесь нужно выравнять давление, здесь задержать дыхание и так далее. Считаю, что учения прошли очень наглядно и обучаемые получили необходимые сведения.
Символ чести и славы
После окончания учений у личного состава соединения была пара часов, чтобы подготовиться к необычному торжеству. Так уж совпало, что маневры проводились в День российского флага. В самом этом факте ничего необычного нет. Но именно в этот день решено было вручить подводникам новое знамя части.
Соединение было образовано в 1961 году и являлось первым в истории ВМФ СССР состоящим из атомных подводных ракетоносцев. В его послужном списке подледные походы, межтеатровые переходы, освоение новой техники. Вручение нового знамени - событие не только волнительное, но и торжественное. Провозившись полдня в отсеках, ползая по трубам торпедных аппаратов, ныряя в ледяную воду Кольского залива, люди, без сомнения, устали. Но сменив рабочую форму на парадную, экипаж "Тулы" вышел на общее построение, словно и не было нескольких часов напряженного, а для кого-то и опасного труда.
Церемония прошла быстро, без длинных пафосных речей. Николай Евменов вручил новое знамя командиру дивизии подводных ракетоносцев контр-адмиралу Аркадию Романову. Стяг пронесли перед строем. Грянуло мощное раскатистое "ура". Завершилась церемония торжественным маршем. Уже под новым знаменем.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора.