Мурманские и норвежские школьники нашли общий язык
Мурманские школьники активно развивают международное сотрудничество. Так, гимназия № 9 уже пятый год подряд принимает норвежских ребят. Здесь они знакомятся с культурой нашей страны и вместе с заполярными школьниками работают по различным проектам.
- Каждый год мы приезжаем с классом, который учится по программе "Международный бакалавриат", - рассказывает преподаватель норвежской школы Лариса Юхансен. - В предыдущие годы у нас были проекты, посвященные важности знания иностранных языков для жизни молодых людей на севере наших стран. В этом году мы сделали акцент на том, как молодые люди могут быть активными членами не только своего общества, но и Баренц-региона в целом. Ребята получают задания. Группы из норвежских и российских школьников должны подготовить плакат и представить его на английском языке. Авторы лучшего проекта получат небольшой подарок. Эти плакаты будут использоваться в Норвегии на школьных мероприятиях или для публикации в молодежных изданиях.
Мурманские гимназисты подготовили для норвежцев концерт и экскурсию по школьному музею истории северных конвоев, провели с иностранцами матчи по волейболу, баскетболу и футболу.
Губерния Трумс дает стипендию для одного умного, талантливого, способного выпускника мурманской гимназии № 9, чтобы он мог учиться в Норвегии по программе "Международный бакалавриат". Это два года подготовительного образования для поступления в любой вуз Норвегии. В северном королевстве курс полного среднего образования занимает 13 лет, так что российским выпускникам после школы нужно "добирать" еще два года либо в норвежской школе, либо в российском вузе.
Ребята из разных стран изучают родной язык и литературу, математику, биологию, физику, химию, историю, обществоведение, философию и основы бизнеса. По одному из этих предметов им нужно написать научную работу.
В школе не преподается физкультура, поэтому учащиеся сами планируют, сколько часов в неделю они хотят заниматься спортом, и вносят эту информацию в расписание. По тому же принципу выделяют время на развитие творческих способностей - на рисование, фотодело, вязание или игру на музыкальных инструментах. Ну а в качестве воспитательной работы они обязаны в течение двух лет безвозмездно оказывать какую-либо помощь другим. Например, читать в доме престарелых газеты пожилым людям, которые не могут это делать сами, или заниматься репетиторством.
Сейчас по такой программе в средней школе города Финнснес учится выпускник гимназии № 9 Евгений Калинин. Знания иностранных языков, полученные в Мурманске, ему очень пригодились, ведь преподавание ведется на английском.
- В школе помимо основных предметов я пою, хожу в тренажерный зал и помогаю изучать русский язык другим учащимся, также я отвечаю за мини-секцию по кикбоксингу. Учиться очень интересно. Программа и подход отличаются от нашей системы. Большой фокус на групповую работу, мало индивидуальной. Дальше я планирую поступать в университет города Тромсе, хочу получить педагогическое образование и преподавать иностранные языки. С такой специальностью я без труда найду работу в Норвегии, да и оплачивается эта профессия хорошо.
Нармина ГЕЙБАТОВА.
Фото Павла СТЕПАНЕНКО.