По данным Российского союза туроператоров, почти пятнадцать миллионов россиян в прошлом году отдохнули за границей. У многих от незабываемых путешествий остались только самые приятные воспоминания. Но для кого-то долгожданный отпуск на заморских берегах обернулся настоящим кошмаром.
Страшилки про сорванный по вине турфирм заграничный отдых имеют под собой реальную основу. Ежегодно тысячи соотечественников становятся жертвами непрофессиональных, но зачастую и откровенно мошеннических действий тех, кто берется позаботиться о нашем полноценном отдыхе.
В прошлом году житель Мурманска по путевкам одной разрекламированной компании отправил в турецкий Белек жену с двумя малолетними детьми и родителей-пенсионеров. Десять дней, ровно половина срока, все шло своим чередом. А дальше выяснилось, что вторую половину фирма не оплатила. Радушные турецкие хозяева без лишних разговоров выставили мурманчан из номеров. Те бросились звонить в турагентство. Собеседники в Мурманске объяснили, что через день-два все будет улажено, а пока (уж войдите, пожалуйста, в наше положение) поживите эти дни в гостинице за свой счет! Дома, мол, все возместим до копейки!
Делать нечего, пришлось платить. Но через обещанные два дня выяснилось, что никто и не собирается решать проблемы мурманской семьи. Потом были еще звонки в турфирму, очередные отговорки и обещания. Под занавес отдыхающих как холодным душем окатили: мол ваши проблемы решайте сами!
За обратный билет на самолет мурманчанам тоже пришлось заплатить из своего кармана. В общей сложности непредвиденные отпускные траты превысили 220 тысяч рублей. Хорошо, что у людей были такие деньги. А если бы не было?
Или совсем свежий случай. В одной из туркомпаний города стали происходить странные вещи. Несколько человек, купившие здесь путевки, не смогли ими воспользоваться. Уже в Москве, перед самым отлетом к месту отдыха, выяснилось, что для них места в отелях не забронированы. Людям оставалось или повторно оплачивать туры, или возвращаться в Мурманск. Туристическое агентство возместило расходы четырем клиентам и обратилось в полицию.
Там быстро установили личность сотрудницы фирмы, подозреваемой в присвоении и растрате чужих денег. После заключения договоров с клиентами и получения денег девушка вносила туроператору только часть необходимой суммы за бронирование путевок. А то и вообще присваивала себе эти деньги и тратила их на развлечения. Уже известно о еще 18 пострадавших туристах, заключивших договор с сотрудницей этого агентства.
Предупрежден - значит вооружен. Потенциальным отпускникам, думаем, будет полезна приблизительная схема дальнейшего общения с турфирмой, которая вам сорвала отпуск.
Итак, вы вернулись домой. Не торопитесь сразу же бежать в турфирму и требовать справедливости. Эмоции не лучший советчик. Лучше займитесь детальным изучением своего договора с отправлявшей вас на отдых компанией. Прочитайте даже то, что написано самым мелким шрифтом. А теперь вспомните, что на самом деле вы получили на отдыхе из перечисленного в договоре? На листе бумаги составьте простенькую табличку - что обещали и что получили. Пригодится при предстоящем непростом разговоре в турфирме или при составлении иска.
Пересмотрите фотографии и видеозаписи. На них, возможно, вы найдете подтверждение нарушенных условий договора. Эти доказательства обязательно используйте для подтверждения своих требований.
Набрав "вещдоков", можно приступать к составлению претензии. Советуем направлять ее как турагенту, у которого покупали путевку, так и туроператору, организовавшему путешествие. Не помешает обратиться и в Роспотребнадзор. В заявлении опишите сложившуюся ситуацию, сообщите, какие именно нарушения прав потребителя были допущены со стороны турфирмы. Настаивайте на проверке соответствия ее деятельности действующему законодательству.
Если при покупке путевки фирма не выдала вам никаких чеков или бланков строгой отчетности, сообщите об этом в налоговую инспекцию. Там эту информацию с удовольствием проверят.
Устные переговоры не помогли вернуть истраченные деньги? Обращайтесь в суд. Это ваше право. Если решение суда будет в вашу пользу, в чем можно не сомневаться, фирма будет обязана возместить все понесенные вами расходы и убытки.
Но чтобы не доводить дело до суда, еще на стадии покупки путевок следуйте нескольким простым правилам. Во-первых, не обольщайтесь предложениями купить путевки с умопомрачительными скидками. Скорее всего, по ним вам будут гарантированы только проблемы, а не отдых. Во-вторых, старайтесь покупать турпродукт только у проверенных и надежных операторов. В Мурманске их не так много, и чьи-то "косяки" быстро становятся достоянием гласности. В-третьих, при выборе тура не ограничивайтесь только рассказами работников турагентств и глянцем рекламных проспектов. В Интернете есть множество отзывов почти о любом отеле.
…История злополучного отдыха мурманчан в Белеке закончилась уже зимой. Суд признал вину турфирмы, и люди получили компенсацию своих расходов. Вот только кто вернет им испорченные нервы?
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.