В конце прошлого года российской и мировой общественности был представлен факел Олимпиады в Сочи. Пока большинство аспектов его создания остаются неизвестными. Да и настоящей жизнью этот символ спорта еще не зажил. Ему еще только предстоит создать свою историю. В связи с этим несомненный интерес представляет история создания факела Олимпиады 1980 года, единственной пока Олимпиады, проведенной на территории нашей страны.
Москва и Москолиу
Согласитесь, что подобное совпадение может показаться нарочитым. 19 июня 1980 года греческая актриса Мария Москолиу в одежде древнегреческой жрицы зажгла огонь будущей Московской Олимпиады. Именно она передала факел первому бегуну-факелоносцу, который и двинулся с ним в путь длиной 4915 километров от Олимпии до Москвы. Или, если хотите, от Москолиу до Москвы. Самое интересное, что никакого кастинга на роль "жрицы олимпийского огня" не было: Мария выполняла эту роль с 1964 года. Фигурально выражаясь, через ее руки прошел огонь восьми олимпиад. Церемония 1980 года стала для гречанки девятой и последней: сразу после Олимпиады она начала свою карьеру в Международном олимпийском комитете (МОК), где занялась куда более прозаичными организационными вопросами.
За время своего священнодействия Мария собрала внушительную коллекцию факелов. И именно факел Олимпиады-80 был ею впоследствии признан как самый удобный. Вот тут мы и подходим к главной части нашего рассказа - как создавался факел.
Тучи над Тучиным
Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня Игр-1980. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу имени В. Я. Климова, занимающемуся главным образом созданием и обслуживанием авиационных, танковых и морских газотурбинных двигателей. Почему именно этому оборонному предприятию решили "отдать на откуп" один из главных олимпийских символов?
В то время многие военные предприятия обязывались наладить выпуск товаров широкого потребления. В связи с этим с 1962 года завод имени Климова выпускал в качестве ширпотреба газовую зажигалку. Так как было уже решено, что топливом олимпийского огня станет смесь пропана и бутана, организаторы выбрали несколько заводов, выпускавших газовые зажигалки. Но поскольку конструкторское бюро имелось только на "Климове", то руководством оргкомитета было решено переговорить с главным конструктором объединения Сергеем Петровичем Изотовым. Изотов задал один-единственный вопрос: "Срок?". Ему ответили: "Через месяц первый образец должен гореть!".
24 октября 1978 года на ковер к главному был вызван Борис Тучин, которому и поручили собрать команду толковых конструкторов и приступить к работе. На следующий день Тучин выехал в Москву за техзаданием. Оно предусматривало ряд жестких требований, например, огонь должен был гореть 8-10 минут при высоте пламени от 300 до 500 мм, - иначе он мог или потухнуть, или обжечь спортсмена. Кроме того, пламя должно было стойко переносить все превратности погоды, не гаснуть под дождем и ветром. Для удобства факелоносцев вес изделия не мог превышать один килограмм, а его длина могла колебаться от 500 до 650 мм.
В субботу, 28 октября, состоялось первое собрание команды. Обсудили задание, затем рассмотрели факелы предыдущих Игр, после чего каждый взял карандаш и чистый лист бумаги...
Сила в один Сур
И началось! Чертежи конструкций факелов перемежались с изучением процесса горения газа как топлива, работа в библиотеке - с разборкой газовых плит и импортных зажигалок, конструкция горелки - с Вечным огнем на Марсовом поле. Голова шла кругом!
Помимо очень небольшого срока, отведенного на работу, трудности подбрасывали и со стороны. Например, неожиданное требование выдвинули родоначальники олимпийского движения. Греческая сторона захотела, чтобы в горении "участвовало" оливковое масло.
Что делать? Пришлось вмонтировать в корпус факела небольшие сосуды с маслом, которое при горении пламени давало ему нужный аромат, а пламени придавало розовый оттенок.
Но для этого нужно, чтобы пламя горело, а вот с этим возникли проблемы. Первые поставки на завод пропана и бутана, которые предполагалось использовать в качестве топлива, показали, что качество газов очень низкое: в них содержалось множество примесей, которые забивали газоотводные тракты в факелах и не давали огню гореть. В конце концов поставщик представил заводу очищенный и кондиционный газ.
Но тут начались проблемы с горелкой. При ее разработке проводились испытания ветром, источником которого служили легкие инженера Евгения Сура, входившего в группу разработчиков. Эти эксперименты продолжались несколько дней. Однако все попытки сделать пламя негасимым оказались тщетными. Казалось, что горелки, которую не мог бы задуть Сур, не было в принципе. Не считая Вечного огня. На заводе даже придумали новую единицу измерения силы ветра - один Сур.
И, эврика! Открытая горелка с радиально-кольцевым выходом газовоздушной смеси оказалась самой ветроустойчивой. Ее не смог задуть не только Сур, но и сильнейшая струя сжатого воздуха, от которой при попытке замерить скорость ветра вдребезги разбился анемометр.
Что касается дизайна факелов к Олимпиаде-80, то вариантов оформления было представлено множество. На конкурс со своими эскизами пришли даже студенты училища имени Мухиной. Однако выиграл конкурс художник завода имени Климова Борис Рогачев.
В кабинете главного инженера висел лозунг со сменным числом: "До Олимпиады осталось … дней!". И 29 ноября 1978 года, ровно через месяц с момента начала работ, был испытан первый полноразмерный факел. 16 декабря состоялось первое публичное его зажжение, на котором присутствовали представители оргкомитета XXII Игр и журналисты. Затем начались государственные испытания факела, которые успешно завершились 17 февраля 1979 года.
И тут грянул гром!
Недобросовестные японцы
Японская фирма "Мазда", которой планировалось поручить исполнение заказа, отказалась от выпуска факелов. Правда, японцы выплатили советской стороне неустойку в размере 230 тысяч долларов, однако от этого легче не было. Надо было все делать самим, но на чем? Производственной базы не было! И теперь на плечи климовцев лег весь производственный цикл изготовления символов предстоящей Олимпиады. Это был, пожалуй, самый сложный и ответственный этап всей советской "факелиады". Было неимоверно трудно. Достаточно сказать, что к назначенному сроку ни один серийный корпус не был поставлен, поэтому опытно-промышленная партия факелов сделана не была. Но и из этой беды, устроенной нам капиталистами, удалось выкрутиться. Помогла кооперация.
Вскоре к работе подключились еще два завода, расположенных в Ленинграде: "Северный", где изготавливались корпуса для факелов, и завод электроавтоматики, где производились рукоятки. Сами климовцы практически с нуля организовали производство баллончиков, в которые помещался газ для факелов. Материалом для них, вы не поверите, послужил капрон. На всех трех предприятиях сотрудники трудились по вечерам, ночами и практически без выходных.
Ударная работа ленинградцев дала свои результаты. Всего было изготовлено 6200 изделий, каждый из которых имел следующие характеристики: высота - 505 миллиметров, минимальный диаметр - 27, максимальный - 100, вес с заряженным баллоном - 800 граммов, горючий материал - сжиженная смесь пропана и бутана. Корпус сделан из алюминиевого сплава и хромированной стали в мягкой цветовой гамме: венчающая его чаша с пятью олимпийскими кольцами - золотистого цвета, защитный экран - серебристый, а корпус и рукоятка покрыты матовой эмалью светло-серебристого оттенка. Вдоль корпуса надпись на русском языке "Москва - Олимпиада-1980".
А все началось с обычной зажигалки…
Андрей КИРОШКО.
Использованы материалы с сайтов ОАО "Климов", gazeta.ru, книги Алексея Сухановского "Изотов".