Все больше мурманчан приобщаются к ездовому спорту
Национальные федерации этого вида спорта сегодня существуют во многих странах мира. Решается вопрос о включении его в программу зимних Олимпийских игр. Гонки на собачьих упряжках собирают огромное количество зрителей, а страсти участников борьбы за победу достигают нешуточного накала. А вот в Мурманской области, несмотря на самые благоприятные условия, этот спорт практически не развит. Но все больше мурманчан встают на лыжи, чтобы прокатиться с ветерком, совместив прогулку с тренировкой лохматого друга. Причем в роли тягловой силы выступают восточноевропейские овчарки, доберманы, лабрадоры и дворняжки. Но, конечно, первыми этот вид спорта опробовали владельцы собак ездовых пород: хаски, маламутов и самоедов. Для этих псов нет на свете большего удовольствия, чем бежать и тянуть.
Снегоход — хорошо, а собака — лучше
Это похоже на сказку: солнце, заснеженные деревья, морозный свежий ветер и скорость. Удовольствие от нашей гонки получили мы оба: я и мой самоед Белый волк Мустатунтури, который сразу вспомнил свое настоящее предназначение и принялся тянуть меня по лыжне.
Специалисты полагают, что на собачьих упряжках по снежным пустыням Арктики люди стали передвигаться намного раньше, чем на оленях. Археологи нашли доказательства того, что псов в качестве транспорта жители Якутии, Чукотки и Камчатки использовали еще несколько тысячелетий назад.
До 60-х годов прошлого века собачьи упряжки для многих северных регионов России оставались едва ли не единственным видом зимнего транспорта. На них передвигались не только местные жители, но и представители всех государственных служб, включая пограничные войска, почтовую службу, а также научные экспедиции. К примеру, на Камчатке в 1937 году работали 50700 собак, свыше 4500 полных упряжек.
Во времена широкомасштабного индустриального освоения Севера, когда традиционный образ жизни коренных северян был объявлен "не имеющим перспективы архаическим пережитком", вездеходы, снегоходы и вертолеты активно вытесняли собачий транспорт. Ездовое собаководство в нашей стране уцелело только там, где жители не хотели отказываться от своих "товарищей по риску" и где никакая техника не могла заменить собак.
Овчарки, лайки и даже дворняги
На Западе езда на собачьих упряжках в это время стала спортом, который с каждым годом приобретает все большую популярность. А у нас лишь несколько лет назад стали заводить по примеру Европы и Америки ездовых собак. Постепенно состязания на упряжках стали перерастать из развлечения энтузиастов и любителей в спортивные соревнования. И, как оказалось, подвергшиеся серьезной селекции на Западе такие исконно российские породы, как хаски и самоеды, теперь значительно отличаются от почти исчезнувших "аборигенных" ездовых собак русского Севера.
Коренные жители Кольского полуострова — саами — никогда не передвигались на собачьих упряжках, предпочитая ездить на оленях. Но мало кто знает, что возникновение ездового спорта и в нашей области имеет давнюю историю. Зимой 1932 года из Мурманска в Москву стартовала так называемая "Звездная эстафета", посвященная VI съезду Советов. Она проходила в рамках эксперимента, который проводила Центральная школа собаководства Красной Армии. В столицу с рапортами о достижениях в труде шли лыжники, а параллельно — собачьи упряжки. В этом большом пробеге впервые были использованы различные породы собак: немецкие овчарки, гончие, карельские лайки и даже дворняги.
А несколько лет назад энтузиасты взялись провести рекордную гонку на собачьих упряжках "Арктик Баренц Рейс". Предполагалось, что за 25 дней пути спортсмены на собаках преодолеют около 3000 километров по Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Эта гонка должна была стать самой длинной в мире и войти в Книгу рекордов Гиннеcса. Ее старт планировался на весну 2010 года. Но что-то не сложилось.
Правда, годом ранее прошла своего рода репетиция этой гонки. Участники соревнований стартовали в Норвегии. В 2009 году впервые в истории России каюры на собачьих упряжках пересекли границу. По обычным правилам люди вместе с животными могли бы сделать это, только пересев в автомобили. Но для спортсменов было сделано исключение.
В ходе подготовки соревнований их организаторы и спортивная общественность Мурманска неожиданно узнали, что в нашем городе есть энтузиасты гонок на собачьих упряжках. И они смогли вполне достойно выступить в соревнованиях, в которых участвовали опытные спортсмены из Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Москвы.
Главное — здоровье
Как и большинство мурманских любителей катания на собаках, я не стремлюсь к серьезным спортивным достижениям. Для меня на первом месте — огромное удовольствие от самого процесса и здоровый образ жизни. Кроме того, такие гонки — очень доступный вид спорта. Заниматься ими могут даже дети и весьма пожилые люди. Главное — научиться крепко стоять на лыжах и найти полное взаимопонимание со своим четвероногим другом.
Любителям запрягать собак в санки или кататься с их помощью на лыжах следует знать, что нагрузку для псов надо увеличивать постепенно. Тренировки начинаются просто с прогулок в шлейке. Главное, чтобы животное усвоило, что ему надо идти вперед не останавливаясь. Потом можно попробовать дать собаке тащить небольшой груз, например, автомобильную шину. И уж затем вставать на лыжи.
Шлейку для ездового спорта лучше использовать специальную, сшитую на заказ по мерке. В комплект снаряжения входит еще пояс для каюра и повод с амортизатором. Ведь если собака будет тянуть лыжника в ошейнике или в обычной кожаной шлейке, то это может травмировать животное. Поэтому для "покатушек", не говоря уже о спорте, лучше использовать специальное снаряжение.
К теме
На Чукотке установят памятник ездовой собаке
В Анадыре завершился конкурс на лучший эскиз памятника чукотской собачьей упряжке. В нем мог принять участие любой житель России независимо от возраста, национальности и места проживания. Лучшим из пяти претендентов стал художник-косторез из села Лаврентия Чукотского района Григорий Эттувэгыргин. По его замыслу скульптура будет представлять упряжку, тянущую вперед нарты. Рядом с ней художник изобразил идущего каюра. Основание памятника народный умелец предлагает выполнить в виде гигантского моржового клыка.
Ездовой спорт объединяет несколько дисциплин, в которых спортсмены соревнуются в прохождении различных дистанций на время, используя помощь одной или нескольких собак. Причем есть как зимние, так и летние виды ездового спорта.
К зимним относятся гонки на упряжках, гонки пулок и скиджоринг — буксировка лыжника одной или несколькими собаками.
К летним (бесснежным) дисциплинам ездового спорта относятся гонки упряжек с тележками, гонки на велосипедах и самокатах с запряженной в них собакой и даже бег с собакой ("кеннел-кросс" — летний аналог скиджоринга).
Особым видом ездового спорта на собаках можно считать многодневные гонки на длинные дистанции (проводятся только на упряжках). Такие гонки регулярно проходят в Европе — в Альпах ("alpen-trail"), в Швеции и Норвегии, в Финляндии (были попытки организации таких гонок в России — "Надежда", "Берингия", "Московия"). Больше всего их проходит в Северной Америке (в основном на Аляске). Самая знаменитая — "Айдитарод" ("iditarod"). В гонке "iditarod-2000″ участвовал известный российский спортсмен и путешественник Федор Конюхов, а также россиянка, живущая на Аляске, Анна Бондаренко.
Наталья ГРЕЧИНА.
#Спорт