Болельщики "Мурмана" — о клубе и о себе
На прошлой неделе на стадионе "Строитель" состоялась встреча руководства хоккейного клуба (ХК) "Мурман" с болельщиками команды. Собственно ничего нового из уст хоккейного начальства не прозвучало. "Вечерка" уже сообщала о катастрофической финансовой ситуации, сложившейся в клубе. С розыгрыша Кубка России "Мурман" снялся и, вполне возможно, что откажется от участия в высшей лиге чемпионата.
Пожалуй, наиболее четкую позицию сформулировал Сергей Коробков. Недавно снявший с себя полномочия президента федерации по хоккею с мячом Мурманской области, Сергей Евгеньевич тем не менее продолжает по мере возможности помогать "Мурману" и счел необходимым прийти на встречу. По его мнению, финансовое состояние клуба не позволяет команде участвовать в высшей лиге чемпионата России. Участие же в соревнованиях рангом ниже требует гораздо меньше средств (примерно на 60 процентов дешевле тех 36 миллионов, которые клуб потратил в прошлом сезоне, играя в "вышке"). Главная задача сейчас, по мнению Коробкова, сохранить команду.
Спартак
Словно уже не веря в то, что клуб останется в высшей лиге, на встречу пришло всего пять болельщиков. Среди них был и Александр Ивлиев. Все фанаты Мурманска знают его под прозвищем Спартак, которое заменяет и имя, и фамилию, и ник в Интернете. Этого человека хорошо знают работники стадиона "Строитель", руководители хоккейного клуба "Мурман", милиционеры, дежурящие на входе, и большинство болельщиков матчей по хоккею с мячом. Его место, как правило, справа от входа вместе с группой таких же, как он, ультрасов.
Вы ошибетесь, если подумаете, что ультрас — это экстремистская группировка, главная цель которой — помахать кулаками. Ультрас-группировками принято называть болельщиков, осуществляющих красочную и шумовую поддержку команды. В 1966 году возникла ультрас-группировка Милана — Commandos Tigre. Итальянская форма "боления" в дальнейшем распространилась на многие европейские страны. Сейчас самые развитые группы болельщиков находятся в Италии, Англии, Испании и ряде других стран Европы. Также движение "ультрас" активно развивается и в России благодаря московским клубам "Спартак", "Локомотив", ЦСКА и питерскому "Зениту".
"Полярная дивизия"
Работник одного из автотранспортных предприятий Мурманска — Александр Ивлиев — смело может занести в свой актив создание фанатского клуба болельщиков "Полярная дивизия". Правда, единственным основателем этого движения Саша себя не считает.
- Если честно, то я даже не помню, когда все началось, — делится он воспоминаниями. — Лет восемь назад я по собственной инициативе создал сайт, посвященный футбольному клубу "ТЭКОС-Динамо". Это был первый фанатский сайт в нашей области. Руководство "ТЭКОСа" отнеслось к этой идее прохладно, и я решил не заниматься этим ресурсом. Но сайт уже был выложен в Сети, его заметили другие болельщики и задумали на его основе сделать страницу, посвященную хоккейному клубу "Мурман". В то время клуб был только создан и играл в первой лиге. Среди прочего была на сайте "гостевая книга", в которой и началось общение болельщиков. Сначала оно проходило только в Сети, а затем мы решили встретиться очно.
Эта историческая встреча состоялась в существующем когда-то баре "Спорт", который располагался в мурманском ДК моряков. Главным идейным вдохновителем клуба болельщиков стал Денис Фрунзе. Именно он предложил название "Полярная дивизия" — в честь легендарного воинского подразделения, сражавшегося на Кольской земле в годы Великой Отечественной войны.
Поначалу объединение произошло только вокруг сайта — нужно было поддерживать ресурс и наполнять его материалом. Затем болельщики стали изготавливать флаги, баннеры, другую фанатскую атрибутику.
- В фан-клубе каждый человек занимается своим делом, — говорит Александр. — Денис Лосицкий — руководитель сайта болельщиков murmanbandy.net, Дмитрий Шаленый — главный автор креативных идей, Максим Шарко — ответственный за изготовление фанатской атрибутики, Костя Гладких — руководитель наших "легионеров", людей, живущих за пределами Мурманска и поддерживающих "Мурман". Без них не было бы и "Полярной дивизии", но главное, что нас объединяет, — это один город и одна команда — хоккейный клуб "Мурман".
Поездки
- А потом мы стали налаживать контакты с руководством клуба, — рассказывает Александр. — И клуб пошел нам навстречу. В частности, нам даже оплачивались выезды на гостевые игры команды. Компенсировался, правда, только проезд. Проживание и еда — за свой счет.
Вслед за командой мурманские фанаты объездили пол-России. Только в прошлом сезоне они побывали в Казани, Кирове, Самаре, Оренбурге, Архангельске и Боровичах. Единственным "белым пятном" остается Сыктывкар, куда "Полярная дивизия" не добиралась ни разу.
- Самым запоминающимся был, пожалуй, выезд в Красногорск на финальный турнир команд первой лиги, — говорит Александр. — Нас было десять человек. Мы попытались снять квартиру, но нас, что называется, кинули — деньги риэлторы взяли, а жилья мы не получили. В первую ночь нам удалось за два хвоста ерша переночевать прямо на красногорском стадионе. Спали в спортзале на матах. В 7 утра нас выгнали. А потом мы перебрались в деревню Опалиха. Там было что-то вроде пансионата для гастарбайтеров. Цены небольшие, но условий никаких. Натуральный клоповник. Восемь дней длился турнир, и все это время мы жили там. Точнее, ночевали.
Официального членства в фан-клубе никогда не было. Наверное, это стало одной из причин быстрого роста его рядов. Но болельщиков привлекало еще и другое — клуб всегда ставил целью исключительно поддержку своей команды. Никакой политики, никакого насилия.
В настоящее время клуб насчитывает несколько десятков человек.
Самый большой баннер
Поездки поездками, но наиболее заметный атрибут любого фанатского движения — баннеры. На этом поприще "Полярная дивизия" удивила всю Россию, создав самое большое — 11 х 7 м — полотнище за всю историю хоккея с мячом. Его фотография попала даже на страницы журнала "Ultras Life", специализирующегося на освещении мира болельщицких страстей.
- Да уж, намучились мы с ним, — говорит с улыбкой Саша. — Началось все с закупки больших кусков ткани, затем надо было их соединить. Сшивали в домашних условиях. Благо, что в наших рядах был профессиональный закройщик. Сложнее всего было разрисовать баннер. Нам нужно было изобразить болельщика, держащего над головой шарф с надписью "АМНГР". В квартире сделать такой рисунок невозможно. Приходилось снимать залы. И находились добрые люди, которые предоставляли нам такие помещения бесплатно. Раскраска баннера заняла около десяти дней. Потом этот гигант с нами даже в Москву ездил.
Однако поддержка "Мурмана" не является единственной страстью Александра. Он болельщик со стажем. Свое прозвище Спартак он получил благодаря этой знаменитой московской команде, за которую переживает с детства. Вот и сейчас он и еще двое мурманских "спартачей" готовятся в дальнюю дорогу — собираются во французский Марсель, где в скором времени в рамках Лиги европейских чемпионов местный "Олимпик" будет принимать футболистов "Спартака". Билеты уже взяты.
подготовил Андрей КИРОШКО.
Фото Александра ИВЛИЕВА.
#Спорт