Яхтсмены отправились в кругосветку вдоль края земли
Российские путешественники продолжают уникальное плавание среди льдов на паруснике "Петр I". Хотя им уже дважды пришлось ремонтировать судно, они упорно движутся к намеченной цели: установить мировой рекорд, совершив на яхте кругосветное путешествие по самому короткому и опасному морскому маршруту — по Арктике. Причем смельчаки намерены это сделать без сопровождения ледокола и за одну навигацию.
Приметам вопреки
Арктическая кругосветка стартовала почти три месяца назад — 4 июня из Санкт-Петербурга. В конце июля яхта на неделю останавливалась в Мурманске. Неожиданно "Петр I" стал участником еще и уникальных гонок. К его маршруту присоединился норвежский тримаран с опытными полярниками. До последнего времени он шел позади российских путешественников. А впереди двигался морской спасательный буксир ледового класса "Неотразимый". Он впервые пройдет от Архангельска до Анадыря по Северному морскому пути. Уникальность российской парусной экспедиции еще и в том, что из всего экипажа лишь у одного Юрия Гаврилова есть опыт хождения на яхте в ледовой обстановке, а кок Владимир Костин вообще первый раз отправился в путешествие на яхте.
Но, несмотря на это, ни разу на борту не возникло конфликтных ситуаций или паники. Это притом, что большинству из членов экипажа нет 25. А старпом Елена Соловьева опровергает давнюю примету: женщина на борту — к несчастью. Елена — один из самых опытных и полезных членов экипажа.
Две недели мореходам пришлось штурмовать льды.
- Сначала это кажется очень забавным — искать проходы в лабиринтах льдин: направо, налево, вон вода, вот уходят разводья, — делится капитан яхты "Петр I" Даниил Гаврилов. — И кажется, что нас никто не остановит, и мы так и будем идти, петляя, к своей цели и непременно ее достигнем. Нет. Все не так. Через три часа это перестает быть забавным, а прохода дальше нет.
Как он рассказывает, попытки вернуться назад тоже потерпели неудачу. Ведь льды не стоят на месте. Яхта уперлась в ледяной тупик. И тогда пришлось вручную прокладывать путь яхте, раздвигая льдины с помощью шестов. И каждые 100 метров были победой.
На мачту
Елене во время ледовой эпопеи пришлось научиться преодолевать страх высоты. Старпом на две недели практически поселилась на мачте яхты. Оттуда она высматривала свободный от льда проход.
- Признаться, я не очень люблю высоту. А по-честному, я ее боюсь. Очень. На первых порах подъем вызывал во мне если не ужас, то очень, очень неприятные ощущения, — говорит Лена.
Но уже через пару дней девушка залезала на мачту без страховки и без страха. А постепенно даже стала получать удовольствие от пребывания на высоте. Потому что мачта — одно из немногих мест на судне, где можно побыть одному. К тому же сверху открываются такие виды, которые с палубы увидеть невозможно. Вот только, несмотря на лето, для пребывания на высоте пришлось серьезно экипироваться, надевая термобелье, термоноски, свитер, горнолыжные штаны, куртку, синтепоновый комбинезон, куртку, балаклаву (что-то вроде шапки, капюшона и шарфа одновременно), шапку, сапоги и варежки.
- Проведенное на мачте время считаю удачным. Потому что выводила ребят достаточно точно, и нам ни разу не пришлось возвращаться, — говорит бесстрашная девушка.
Капитан подчеркивает, что лед научил терпению, но все равно не может скрыть обиды. Штурм льдов длился две долгие недели, по сантиметру они выгрызали себе дорогу на восток, а потом оказалось, что там, где они бились насмерть, сейчас много чистой воды и проход почти свободен.
- На фоне этого очень обидно, конечно, смотрятся продвижения норвежцев. Нет, я совсем не желаю им каких-то неудач, и если бы они проскочили другим маршрутом, я бы сказала: "Молодцы, выбрали лучшую тактику", — пишет в Интернет-дневнике Елена Соловьева. — Но когда они двумя днями позже идут на своем пластиковом тримаране точно тем же маршрутом, где мы бились на стальной яхте, — вот это обидно.
Встреча с Путиным не состоялась
Первая попытка пройти бухту Андрея для яхтсменов закончилась неудачей. Их судно получило повреждение, и им пришлось встать на ремонт в Тикси. О том, что нужна помощь, ребята сообщили еще на подходе. Вечером 19 августа едва
"Петр I" пришвартовался к причалу, к ним пришел начальник порта, а через час уже начался ремонт яхты. Причем работников для этого специально вызвали из дома. Ведь происходило все около 21 часа — во внерабочее время.
В Тикси яхтсмены познакомились с экипажем буксира "Неотразимый", который помог им провизией. Моряки выточили огромную гайку для баллера яхты, прислали водолаза, дали возможность путешественникам постирать одежду и много еще чего.
22 августа на яхте было полностью восстановлено рулевое управление и пополнены запасы. Экипаж хотел еще один день провести в Тикси, потому что в понедельник, 23 августа, туда прибывал премьер-министр России Владимир Путин.
- Мы надеялись, что он придет и к нам на яхту, даже приготовили ему письмо. Но утром 23 августа к нам пришел пограничник и сказал, что военные структуры перекрывают акваторию порта. И что если мы не уйдем в ближайший час, то останемся здесь до среды. Пришлось уходить, — посетовал Даниил Гаврилов.
Незапланированная остановка и хорошая ледовая обстановка позволили норвежскому тримарану вырваться вперед в этой гонке. Но сейчас российские яхтсмены уже наступают соперникам на пятки.
На краю земли
Сейчас трудно предугадать, кто выиграет в этой гонке и сможет ли хоть один из парусников дойти до финиша. Но ребята точно знают, что они не зря отправились в свою такую непростую экспедицию. Они уверены, что им будет о чем рассказать своим внукам.
- Я постояла на краешке земли, — делится Елена. — И ничего, что на краешке земли ноги утопают в мусоре и солярке.
Вообще-то мыс Челюскин должен был оказаться самой северной точкой экспедиции, но в момент прибытия яхты в эти края все подходы к нему были закрыты льдом. Пришлось "Петру I" отправиться в бухту Солнечная, на юге острова Большевик. А это намного севернее.
- Трудно сказать, какие итоги я смогу подвести по окончании этого путешествия, но одно знаю точно: на очень многое уже сейчас начинаешь смотреть по-другому, — подчеркивает капитан яхты Даниил Гаврилов.
Он уверен, что льды научили их терпению и упорству в достижении цели.
И все члены экипажа согласны с тем, что их путешествие во льдах — это прежде всего возможность испытать свои силы, характер.
Наталья ГРЕЧИНА.
Фото из архива членов экипажа
яхты "Петр I".
#Спорт#Архив