Виталий Бубенцов представит на суд зрителя романтический цикл полотен "Из века в век"
Мой телефонный звонок застал Виталия Бубенцова в художественной мастерской. "Рисуете?" — поинтересовалась я. "Ну уж — нет! — бурно отреагировал он. — Сегодня — нет! Вот супруга тащит в магазин, говорит, надо бы купить к выставке что-то новенькое". Я предположила: "Костюм?". Он смутился: "Да ну, костюм. Какой-нибудь скромный джемперок". Потом добавил: "Мы ж не артисты. Художники. Для нас главное — работы, картины. Показать их публике. И опять спрятаться в мастерской".
Выставка, которая откроется завтра в 5 часов вечера в Художественном музее для заслуженного художника России Виталия Бубенцова, кажется, бессчетная. Он сам смеется: "Где-то в мастерской лежит список моих выставок, но даже по нему все сосчитать, по-моему, невозможно". И вместе с тем эта выставка — своеобразный итог, своеобразный рубеж. Это и сорок лет личного творчества, и некое знамя художника-реалиста, родившегося в Мурманске в 44-м, ставшего известным в эпоху соцреализма, занимавшего пост главного городского художника в застойные времена и сумевшего сберечь свой флаг романтики в нашем прагматичном настоящем.
Он назвал выставку "Из века в век". То есть из вчера в сегодня. Вчера он ходил на атомоходах в Арктику, ездил по области с командировками, ловил с рыбаками рыбу. На его тех, вчерашних, полотнах много неба, много моря, полные тралы, обветренные лица рыбаков. Или — остановка у средней мореходки, люди, спешащие на работу. А за их спинами теснятся рыболовецкие суда в порту. И Абрам-Мыс виден, и заснеженные сопки. А на сегодняшних — импрессионистские пейзажи из зарубежных поездок. Православные церкви. Поморский фестиваль. Это уже не госзаказ. За свой счет.
"Пожалуй, границей моих представленных на выставке работ стала перестройка. До нее были большие романтические поездки, командировки, оплаченные государством, оно здорово поддерживало, помогало. Рождались масштабные полотна об Арктике, о крае, о городе, о рыбаках, — не без ностальгии вспоминает Бубенцов. — А после — то, что увидеть или заметить позволили финансы. И все работы после — личностного, что ли, плана. Портреты близких, знакомых, интересных людей, с которыми столкнула судьба. Норвежские, голландские пейзажи".
На выставке "Из века в век" представлено почти полсотни работ художника. Еще не меньше полусотни хранится в художественных музеях Москвы, Минска, Риги, Лулео. В частных коллекциях Финляндии, Норвегии, США, Дании, королевы Нидерландов.
А в целом за 40 лет создано несколько сотен полотен. Менялись времена, менялись сюжеты. Неизменным оставались, пожалуй, только тема Севера, северные мотивы. Ах, да. Еще романтика. То, с чего начинается любовь к Северу.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Павла СТЕПАНЕНКО.
#Архив