Сегодня мы предлагаем читателям "Вечерки" печатную версию передачи "Городской канал" ГТРК "Мурман", которая вышла в эфир 10 октября. О проблемах, с которыми сталкиваются мурманчане при оплате счетов за жилищно-коммунальные услуги, ведущий программы Леонид Апанасов беседовал с директором Мурманского регистрационно-информационного вычислительного центра Владимиром Дмитриевым.
- Владимир Анатольевич, за последние три года ЖКХ города пережило не одну реорганизацию. Сейчас для управления домами в Мурманске создаются товарищества собственников жилья. МРИВЦ готов к тому, что в городе появится много ТСЖ?
- Программное обеспечение МРИВЦ позволяет обработать неограниченное количество клиентов. Мы можем принять любое количество ТСЖ. Специально для этого выделяем людей, которые будут заниматься консультированием и подготовкой. В принципе учить, объяснять — это не задачи МРИВЦ. Но мы их выполняем начиная с 2008 года, когда в Мурманске появились первые управляющие компании. МРИВЦ заинтересован в том, чтобы его клиенты были грамотными в тех вопросах, которыми нам приходится заниматься. И если пока нашим клиентам зачастую не хватает теоретического и практического опыта, мы готовы и рассказывать, и показывать.
- Вот, к примеру, образовалось ТСЖ. Его председатель приходит к вам и говорит: мы будем с вами работать. Много ли приходится растолковывать такому человеку и что именно?
- Случается, что начинать приходится с азов: с основ договорных отношений и производственного процесса. Председатели ТСЖ сейчас жалуются, что им не хватает информации, недостаточно помощи со стороны других участников жилищно-коммунального процесса. Для этих целей работает отдельное предприятие — "Центр информации населения", где ведется работа по повышению квалификационного уровня председателей ТСЖ.
У некоторых председателей товариществ и руководителей новых управляющих компаний возникает ощущение, что и с расчетами за жилищно-коммунальные услуги, и с паспортным учетом они справятся лучше, чем МРИВЦ, и это будет дешевле. Но, как показывает практика, подавляющее большинство ТСЖ и управляющих компаний, которые отказались от услуг специализированного предприятия, через короткое время возвращаются к нам. МРИВЦ работает 33 года. Все это время изо дня в день выкристаллизовывалась та технология, которая сейчас является наиболее оптимальной.
Например, приходит в дома маленькая управляющая компания. Она должна заключить договоры со всеми банками, со всеми ресурсоснабжающими предприятиями. Ее специалистам необходимо понять, как ведутся расчеты, что такое льготы, субсидии, как взаимодействовать с Центром жилищных субсидий, управлениями социальной защиты. Возникает масса вопросов. Например, к нам обратился председатель ТСЖ, который был возмущен, что после образования товарищества жильцам пришли не только квитанции за текущий месяц, но и так называемые долговые. То есть квитанции, по которым необходимо возместить долги, накопленные за то время, когда дом обслуживала управляющая компания. Председатель недоумевал, почему в дом попали чужие квитанции, по которым деньги должны быть переведены управляющей компании. Мы почти час потратили на то, чтобы объяснить ему, что на самом деле квитанции не чужие.
- Кстати о квитанциях. В начале октября жители Первомайского округа столкнулись с задержкой рассылки платежных документов. Обычно их получают 1-2 числа, а в октябре многие жители округа увидели счета на неделю позже. Что случилось и кто ответит за такие задержки?
- По закону квитанции об оплате должны попадать к населению до 1-го числа каждого месяца. До 26 числа мы делаем все расчеты. Потом передаем сведения в Центр жилищных субсидий, чтобы мурманчанам были начислены льготы и субсидии. До 28 числа мы выдаем счета управляющим компаниям. Крайний срок — 30 число. И уже с 30-го эти компании разносят счета по почтовым ящикам мурманчан.
Надо сказать, что не все жители Первомайского округа не получили квитанции. В округе работает несколько управляющих компаний, которые разнесли счета вовремя. Проблемы возникли только у клиентов Мурманской управляющей жилищно-сервисной компании. Это самая большая компания в округе.
Уже 5-6 октября к нам начали звонить мурманчане, которые жаловались на отсутствие квитанций. С генеральным директором "МУ ЖСК" Корепиным Александром Александровичем нам связаться не удалось.
Мы были вынуждены выходить на председателя совета директоров компании Александра Владимировича Ланду. Но и это результатов не дало. Пришлось мэрии вместе с подрядчиками решать эту проблему. И 7-8 октября жильцам квитанции разнесли. Пока нам не понятно, почему этого не сделала управляющая компания.
Сейчас в разгаре начало отопительного сезона. А отсутствие квитанций в почтовых ящиках мурманчан означает отсутствие денег на счетах жилищно-коммунальных предприятий. В том числе и у тех, кто чистит дворы, убирает подъезды, подает в дома воду, тепло, газ. На наш взгляд, в нынешних условиях самовольное решение, направленное на деструктуризацию процесса, просто недопустимо.
- Сколько в общей сложности денег начислено по квитанциям, которые вовремя не попали к мурманчанам?
- Около 110 миллионов рублей.
- А сколько город должен заплатить Мурманской ТЭЦ за обогрев этих домов?
- В структуре счета за жилищно-коммунальные услуги около 70 процентов — это деньги за тепло. В частности, по "МУ ЖСК" — это 65-68 процентов. Таким образом, примерно 70 миллионов рублей, уплаченных мурманчанами, должны были попасть на счета МРИВЦ, чтобы город оперативно перенаправил их Мурманской ТЭЦ. Отсутствие этих 70 миллионов — это был бы более чем серьезный удар по своевременным расчетам города с тепловиками.
Мы предлагаем управляющим компаниям полную прозрачность прохождения денег. Каждые сто рублей, каждая тысяча, каждый миллион у нас ежедневно раскладываются до последней копейки — кто, когда, кому и сколько заплатил. Мы и дальше готовы продолжать диалог с управляющими компаниями на условиях полной открытости.
- Сейчас мэрия разрабатывает комплексную программу по взиманию задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Когда эта программа заработает?
- Думаю, это произойдет до конца года. Такая программа — это комплексный механизм контроля и отслеживания должников. Она необходима, чтобы ни у кого не было соблазна жить за счет соседа. Сегодня самой высокой платежной дисциплиной отличаются люди пожилого возраста. И получается, что за их счет живут, простите за такое слово, разгильдяи. Сейчас усилия мэрии направлены на то, чтобы этого не допустить.
- Спасибо за участие в нашей программе.