В Мурманске создают скульптуру известного писателя
Законченный вариант — так определяет скульптор Александр Арсентьев творение своих рук. Перед ним метровая гипсовая скульптура известного писателя Валентина Пикуля. Тот сидит на камне с блокнотом и ручкой в руках. А рядом небольшой глиняный образец другого варианта скульптуры: на ней писатель сидит, закинув руку за голову. Какой из них в итоге установят в Мурманске, решится позже. Не исключено даже, что ни тот, ни другой.
Почему в галстуке?
Идея увековечить память Валентина Пикуля в Мурманске родилась в Общероссийском движении поддержки флота.
- Валентин Саввич — великий писатель, который служил матросом на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны, а затем много писал о Севере, — рассказывает руководитель Мурманского отделения организации Владимир Мальцев. — Именем Пикуля уже названа улица в Североморске. Теперь мы обязаны почтить его память в областном центре.
Первые шаги сделали еще в июле прошлого года. Тогда у здания областной детско-юношеской библиотеки на Аллее писателей установили бюст Пикуля. Работал над ним мурманский скульптор Александр Арсентьев.
- Предложение поступило неожиданно, — вспоминает он. — Ответственность была колоссальная: нужно было сначала сделать бюст, поставить его и только потом показать вдове и друзьям писателя. А они приезжали только к церемонии открытия, поэтому времени согласовать образ заранее не было.
Антонина Ильинична, вдова Пикуля, сразу из аэропорта поехала на Аллею писателей, увидеть бюст мужа. Арсентьев волновался ужасно. Отлегло только, когда поговорил с ней.
- Я услышал слова благодарности за свою работу, — вспоминает скульптор. — Лишь одно ее взволновало: почему он в галстуке? "Ну как же, — отвечаю, — писатель, классик…". А она говорит, что Пикуль не носил галстук, разве что на официальных приемах и встречах. Основной деталью его одежды была тельняшка.
Тельняшка
В те же дни руководитель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев заметил, что писатель такого уровня достоин памятника в Мурманске. И работа закипела. Уже в конце года Александр Арсентьев вместе с председателем правления регионального отделения Союза художников России Александром Феофилактовым приступили к работе над монументом.
В этот раз времени было больше, поэтому и подготовились основательно: пообщались со вдовой, с друзьями писателя, собрали множество его фотоснимков. Часть из них до сих пор занимает половину стены в мастерской скульптора. А всего фотографий было более пятисот.
С творчеством Валентина Пикуля Александр Арсентьев познакомился еще в конце 70-х годов. "Тогда его книги было не достать, поэтому они передавались из рук в руки. Я зачитывался ими", — признается Александр Геннадьевич. Но сейчас на творчество Пикуля он взглянул по-новому.
- В те годы я так и не смог достать его книгу "Из тупика", — говорит он. — А мой друг сказал: "Пока ты не прочитаешь "Из тупика", ты не поймешь Пикуля, не справишься с работой". И подарил его двухтомник.
Плоды серьезной подготовки налицо. Точнее, на столе. На нем красуется метровая гипсовая скульптура писателя. Он сидит на камне, чуть подавшись вперед, с блокнотом и ручкой в руках. Одет он в брюки, пиджак и рубашку. А под ее расстегнутым воротом видна та самая тельняшка — незаменимая деталь одежды Валентина Саввича.
По словам автора, ему хотелось не только добиться портретного сходства, но и создать образ мыслителя, вдумчивого человека, который все пропускает через себя, перед тем как записать на бумаге. Как раз напряженная поза показывает момент такого раздумья.
Готов уже эскиз постамента, на котором будет возвышаться фигура. Планируется украсить его барельефом штурвала и ручки с чернильницей. Сам монумент будет отлит из бетона. Автору хотелось, чтобы он был из бронзы, но это очень дорого.
- Вроде бы все его, — оценивает скульптор свою работу. — Отсылал фотографию скульптуры вдове писателя, она довольна. В мастерскую приходил друг Пикуля, так он с порога, как увидел работу, сказал: "Это Пикуль!".
К дню рождения
Скульптура еще будет меняться. Мелочи, например, такие, как складки пиджака и рубашки. "Делаешь и тут же переделываешь", — говорит скульптор. Складки сейчас очень реалистичны — это автору не нравится. Все должно быть в меру, чистый реализм здесь неуместен.
Сам Александр Арсентьев определяет эту скульптуру как "законченный вариант". Есть другой. Правда, пока только в глине.
В основном Пикуль работал за столом и много времени проводил в библиотеке. Так они, кстати, и познакомились с Антониной Ильиничной. Она работала в библиотеке, а он там часто бывал. Вот и на втором варианте монумента он сидит на стуле. Да и поза — закинутая за голову рука — для него характерна.
- Хотя, может, еще один вариант сделаю, — раздумывает автор. — Пока в поиске. Может, итоговая скульптура будет совсем другой. Для того чтобы создать что-то стоящее, нужно попробовать все, на что способен.
- Что чувствовали, когда работали над образом Пикуля?
- Во-первых, громадная ответственность. Это памятник великому человеку, книгами которого я зачитывался. Общий тираж его книг — полмиллиарда экземпляров! Например, у Сергея Михалкова — почти 300 миллионов.
- Когда закончите работу?
- По большому счету, надо начать еще, — улыбается скульптор. — Сейчас творческий этап определения, какой будет памятник. Затем начнется кропотливая работа создания монумента, который и установят в городе. Общероссийское движение поддержки флота хочет уже к следующему дню рождения писателя, 13 июля, поставить этот памятник. Я успею.
Место, где его установят, впрочем, как и сама установка, пока не определено. Рассматриваются два варианта: аллея на улице Володарского или сквер у морского вокзала. Ориентировочно на все работы потребуется
2-3 миллиона рублей. Несмотря на все это, мурманские почитатели творчества Валентина Пикуля хотят встретить 81-ю годовщину со дня его рождения у памятника писателю.
Дмитрий СУРКОВ.
Фото автора.