Примерно на тысячу рядовых покупателей, возможно, найдется один, способный внятно сказать, что означают цифры штрих-кода на упаковке. Между тем этими знаками оснащено 99 процентов товаров, которые мы покупаем в магазинах. Для чего же придуманы штрих-коды?
Умные полоски
Штрих-код, который можно встретить практически на любом товаре, как система кодирования информации о продукте существует уже довольно давно. На сегодняшний день в мире используются два стандарта штрих-кодирования: американский (UPC, появился в 1973 году, в его символе 12 цифр, на российском рынке продукция с таким штрих-кодом — редкость) и европейский(EAN, появился в 1977 году, в его коде 13 символов, он распространен гораздо шире). Получать штрих-код совершенно не обязательно, это дело добровольное. Однако производители или дилеры предпочитают эту процедуру все же пройти, иначе они рискуют остаться за бортом сетевой розничной торговли — магазины не принимают товар на реализацию без штрих-кодов. Так что добровольность здесь весьма условна. Сам штрих-код несет в себе довольно много информации о товаре, однако она полезна скорее распространителям и продавцам, нежели покупателю. Хотя есть тут нечто интересное и для нас с вами. y Первые три (иногда две) цифры называют префиксом. В них закодирована "национальная принадлежность" организации, которая заказала нумерацию данного товара. Довольно часто можно услышать мнение, будто по этим цифрам можно определить страну-производителя — это не совсем так. Страну-производителя нельзя, а вот страну, где был зарегистрирован продукт, — можно. А это далеко не всегда одно и то же. Поэтому если в штрих-коде на упаковке фиников вы видите первые три цифры — 460 (код России), а на этикетке написано, что товар произведен в Уругвае, то не спешите сожалеть о том, что купили подделку. Скорее всего, отечественная компания приобрела в Уругвае партию фиников, сама зарегистрировала ее в Российском филиале EAN, отсюда и разница. И если чай цейлонский, а префикс, например, английский, то это говорит о том, что мы можем надеяться на более надежный контроль за теми, кто этот чай растил, собирал, перерабатывал, упаковывал и доставлял. Следующие пять цифр — код предприятия, где товар произведен.
- Еще несколько цифр (кроме последней) говорят о свойствах товара — его особенностях, составе, цвете и т. п.
- Последняя цифра — контрольная. Иногда штрих-коды могут быть укорочены (например, состоять из 8 цифр), это допустимо.
Мифы и реальность
Как и любой другой шифр, штрих-код тоже окружает множество слухов и мифов. Развенчаем самые распространенные.
- Штрих-код на упаковке товара гарантирует его качество. Ничего подобного. Штрих-код говорит только о том, что данный товар прошел регистрацию в соответствующем органе, другими словами — поставлен на учет. Однако эти органы отнюдь не уполномочены судить — хорош продукт или так себе.
- По штрих-коду можно узнать о таких свойствах товара, как срок годности, цена, условия хранения. Неправда. Такой информации в штрих-коде не предусмотрено. На цене остановимся подробнее: все видели, что, сканируя штрих-код с упаковки продукта, кассовый аппарат считывает его цену. Но в действительности прайс-лист на весь ассортимент товаров содержится не в самих штрих-кодах, а в компьютерной базе магазинов. Будь ситуация иной, коробка томатного сока, например, произведенная на одном и том же заводе, стоила бы и в Москве, и в Комсомольске-на-Амуре одинаково. А это, к сожалению, не так.
- Если штрих-кода нет в регистре GEPIR, то товар поддельный.
- Многие продвинутые потребители знают, что в ресурсах Интернета еще в 1999 году был создан специальный глобальный регистр (GEPIR, русскоязычный сайт находится по адресу http://gepir.ean.ru/gepir), в который якобы можно внести номер штрих-кода купленного товара и узнать, действительно ли он зарегистрирован EAIM или UPC, или товар — подделка. На самом деле это тоже верно лишь отчасти. Дело в том, что в некоторых странах действуют законы о защите информации, в соответствии с которыми компания сама вольна выбирать, предоставлять о себе информацию в открытый доступ или нет (в основном это адрес и телефон контактного лица на том предприятии, где произведен товар). Но в любом случае, если штрих-кода в регистре GEPIR нет, есть повод насторожиться — производители не очень хотят, чтобы рядовые покупатели имели возможность им позвонить или написать. Ради чистоты эксперимента я ввела на российском сайте GEPIR все штрих-коды продуктов, которые нашла в своем холодильнике. Больше половины из них в списке этого регистра не оказалось. Как говорится, без комментариев.
- Сегодня на смену привычным штрих-кодам приходит новый вид шифровки информации о товаре — кьюар-код. Вот он уже в полной мере и доступной форме удовлетворит не только нужды продавцов, но и в первую очередь праведную любознательность покупателей.
Код нового поколения
Кьюар-код (QR-code) уже появился и работает в некоторых странах мира, и не только европейских. А изобретен он был в Японии и применяется там повсеместно. Принцип работы инновации заключается в следующем: на продукты в магазине вместо привычного штрих-кода из черточек и цифр наносится небольшой квадрат с техноорнаментом внутри, по виду напоминающим крупные черно-белые пиксели. Чтобы расшифровать информацию, понадобится мобильный телефон, оснащенный камерой и способный воспроизвести видеоролик, и специальная программа, которую можно уже сейчас скачать через Интернет. Механизм действия прост: например, покупатель решил выбрать пачку сосисок и хочет узнать подробнее об их производителе, составе, свежести и т. д. Он фотографирует кьюар-код на упаковке товара с помощью своего телефона. Затем нажимает опцию "Расшифровать", и программа тут же преобразует таинственный квадратик либо в подробный текст, либо в картинку, но чаще всего — в видеоролик. И в течение минуты покупатель смотрит и слушает, как правило, на родном для производителя этих сосисок языке, как они были произведены, что входит в их состав, когда их отгрузили и как скоро доставили в данный магазин. По информативности и своей полезности для потребителя кьюар-код отличается от штрих-кода так же, как современный ракетоноситель отличается от первого воздушного шара братьев Монгольфье. В Японии и в Европе с помощью кьюар-кодов зашифровывают не только полезные сведения о товарах. Таким образом можно впихнуть в маленький черно-белый квадратик любую информацию. Например, расписание всех поездов в мире или полную афишу кинотеатров, прогноз погоды на год вперед или групповой портрет пятисот сорока участников веломарафона вместе с волонтерами, который в распечатанном виде затмит половину Великой Китайской стены. Одним словом, изобретение полезное. Когда кьюар-коды появятся в России, предсказать довольно трудно. Но, судя по тому, что первые единичные попытки его внедрения уже имели место (правда, пока только в рекламной сфере), хочется верить, что, может быть, хоть в этом мы не слишком отстанем от остального цивилизованного мира. Подготовила Людмила ВИКТОРОВА.
В современном мире, потребитель обращает внимание именно на упаковку товара. Вашему вниманию упаковочные машины высокого класса, для решения любых поставленных задач. Большой ассортимент для быстрых решений. Реклама