поисковики нашли томик "Войны и мира", а через год — останки моряка, защищавшего полуостров Средний
Он крепко зажал в руке гранату, запал от которой лежал в кармане шинели. Словно продолжал воевать и после смерти. Почти шестьдесят пять лет прошло, как отгремели залпы Великой Отечественной, но для него эта война закончилась только сейчас. Этим летом, когда останки бойца на Безымянной высоте полуострова Средний нашли ребята из никельского поискового отряда "Боец".
Ни медальона, ни документов
- Я точно знаю, что он там лежит. Но в прошлом году не получилось его поднять, — говорил мне руководитель этого отряда Александр Федухин еще в начале нынешнего поискового сезона. Разбирая заваленный блиндаж, ребята перетаскали сотни булыжников. Порой попадались такие крупные валуны, что у мальчишек не было сил их вытащить, и тогда поисковики принимались разбивать камни. Но они его нашли…
Еще в прошлом году в блиндаже на Безымянной высоте полуострова Средний поисковики нашли томик "Войны и мира". Возможно, эту книгу читал погибший боец. Человек он был молодой, крепкого сложения, русоволосый. А рисунок на обнаруженной у него в сапоге ложке (военный корабль и пронзенное кортиком сердце) говорит о том, что, скорее всего, погибший был морским десантником. Но ни медальона, ни документов при нем не было.
Правда, все же есть надежда, что этот воин не останется безымянным. Судя по тому, что останки были завернуты в полотно и находились в самом углу блиндажа, сослуживцы знали о гибели товарища и даже пытались его похоронить. Возможно, они и забрали документы, а значит, сведения о погибшем можно отыскать в военных архивах.
Наряд вне очереди
Александр Федухин поисковую и педагогическую деятельность начал случайно. Работает слесарем в "Печенгастрое". Пять лет назад его попросили поработать воспитателем в отряде никельских поисковиков. Больше тогда просто никого не нашли. Александр согласился. И лишь вернувшись домой, узнал, что под его началом были самые отъявленные хулиганы. А ему они показались обычными ребятами. Точнее, не совсем обычными, а очень интересными и увлеченными.
Поначалу, конечно, пришлось слегка подкручивать гайки. За мат нарушителей отправляли за водой, за непослушание полагался наряд на кухне. И очень скоро проблем с дисциплиной не стало.
Именно дисциплина, налаженный быт и очень добрые, почти семейные отношения в отряде поразили меня, когда я впервые случайно попала к никельцам. Не спрашивая, кто я и почему оказалась в этих краях, поисковики пригласили попить чаю и показали находки.
Утро в этом лагере начинается с зарядки и пробежки. Потом водные процедуры, завтрак и — в путь. В любую погоду ребята проходят в день по 20-30 километров. Причем не просто прогуливаются, а внимательно смотрят под ноги и по сторонам. Ведь даже немного странно торчащие из кустов "веточки" при ближайшем рассмотрении могут оказаться останками воина.
Через руки и сердце
- На высоте Яйцо поисковики работали много лет. Кажется, уже все собрали. Но появляются все новые и новые находки, — рассказывает Александр Федухин.
Именно внимательность и настырность ребят помогли отыскать останки воина в блиндаже на Безымянной. Ведь уже казалось, что поисковики раскопали его весь и практически закончили работу. Но поздно вечером Игорь Сальков и Саша Решетнюк решили вновь подняться на высоту. И в самом углу блиндажа они неожиданно наткнулись на сапоги. А на следующий день поисковики подняли безымянного бойца. Решетнюк и тогда не успокоился. Вернулся один и еще раз перебрал всю землю руками.
- Я всегда говорю, что все надо через пальцы пропускать. Было так, что мне говорили: "Все, здесь больше ничего нет". А я прямо на глазах у ребят землю перетер и еще несколько мелких находок обнаружил. Тогда они сами поняли. Ведь когда через руки, то и через сердце, — убежден Александр.
К концу сезона руки у поисковиков стали черными и потрескавшимися. Руки, но не сердце.
Набирают добровольцев
Пять лет назад желающих отправиться в летнюю молодежную военно-патриотическую экспедицию "Тропой Заполярья" набрали с трудом. Тогда мало кто верил, что у этого движения есть будущее. Теперь стало ясно, что в отряде уже сформировался крепкий костяк, появились ребята, которые отправляются на поисковые работы каждый год.
В отряд берут только добровольцев и заранее предупреждают их обо всех трудностях, с которыми предстоит столкнуться. Но в прежние годы бывало, кто-то не выдерживал. Удивительно, чаще всего сдаются крепкие и спортивные парнишки. А вот девчонки почти никогда не ноют. Но тех, кто, не дождавшись конца экспедиции, уезжает домой, в последнее время почти не было. Более того, когда в прошлом году случайно поранившегося "бойца" отправили в больницу, мальчишка, получив первую помощь, тут же сам вернулся в лагерь.
- Я здесь первый раз, но на следующий год обязательно снова пойду. Ведь в отряде я очень много узнал об истории нашего края, — поделился один из новобранцев. И признался, что его очень поразило, насколько отличался фронтовой быт немцев и наших бойцов. Фашистские землянки крепкие, около них найдено очень много бутылок из-под элитного французского вина, бальзамов и финской водки. Более того, поисковики нашли кофеварки, хорошую посуду и тюбики с кремами для лица, тела и глаз. И даже специальные печечки, у которых фашисты согревались, когда в морозные дни несли караул. В советских окопах поисковики находили лишь алюминиевые ложки, котелки и фляжки.
А еще для парнишки теперь очень важно выяснить, где именно погиб его прадед, воевавший на Севере. На мемориальной доске воинского захоронения на Мустатунтури он нашел имя и фамилию прадеда. Конечно, возможно, что там захоронен тезка его предка. Но вдруг…
- Очень важно, что к ребятам постепенно приходит понимание важности дела, которым мы занимаемся. Пусть не сразу. Порой на это требуется два-три года. Но обязательно приходит, — подчеркивает Федухин.
За прошедшие годы отряд "Боец" столкнулся с немалыми трудностями. Бывало, что не хватало продуктов. Поначалу не было нормальных палаток и снаряжения. Но потом отряд взяла под крыло местная администрация. К поисковикам приехал заместитель главы Печенгского района Олег Ковас. Он провел с ребятами целый день. А потом сказал: "Составляйте смету. Все, что необходимо, у вас будет".
У "бойцов" появились новенькие, очень удобные палатки, ранцевая баня, костюмы. Да и проблемы с питанием исчезли.
Они ждут
Могилу для найденного бойца на воинском захоронении в Мустатунтури поисковики вырыли накануне. Девчонки по пути собрали букеты полевых цветов, а мальчишки несли скорбный груз. И уже думали, что все четыре километра от блиндажа будут нести останки бойца на руках. Хорошо, нашлись добрые люди и помогли их перевезти.
Несколько туристов, остановившихся на привал неподалеку, присоединились к траурной процессии. Принять участие в захоронении бойца Великой Отечественной Александр пригласил сотрудников Печенгской администрации, священника, просил военных дать прощальный салют. Но у всех приглашенных в тот день нашлись более важные дела. Вот тогда Федухин достал собственное охотничье ружье. Выстрелы из него заменили воинский салют.
- В свое время прощальным салютом этим воинам служили выстрелы их товарищей. И пусть все происходит не так торжественно, как хотелось бы, но мы делаем это от сердца. Сегодня мы предаем земле воина. Однако еще многие из них лежат в этой земле. Лежат и ждут, когда вы придете и похороните их.
И сильней, чем любые помпезные речи, в сердца ребят западали слова Александра:
- Он долго ждал этого дня. Так должно быть. По-человечески. Ведь добро добром вам и вернется.
Командир отряда говорил прощальную речь, а я смотрела на просветленные лица ребят с черными потрескавшимися руками. И вдруг поймала себя на мысли, что чему-то очень важному у них могут поучиться и многие взрослые. Наверное, это называется "патриотизм".
Следующим летом "бойцы" вновь откроют поисковый сезон.
К теме
Поисковое движение — деятельность организаций и отдельных энтузиастов, направленная на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе найденных медальонов и архивных документов. Поисковое движение в России началось в конце 60-х — начале 70-х годов. В то время эту работу делали отдельные люди. Зачастую они подвергались преследованиям со стороны властей. Ведь идеологи Советского Союза уверяли, что ни один солдат не забыт на полях сражений, что все они захоронены. Но люди видели, что места былых боев усыпаны останками бойцов. В конце 80-х годов поисковое движение уже получило поддержку со стороны властей и стало массовым.
Наталья ГРЕЧИНА.
Фото автора.
#Выбор редакции