или Как выиграть у России пять тысяч евро
Герой фильма "Терминал" надолго застревает в аэропорту Нью-Йорка. Из-за политических изменений в родной стране он и улететь туда не может, и в США его не пускают. Проходит довольно много времени, пока он наконец под аплодисменты сотрудников аэропорта все-таки выходит в город. Вот он — хеппи-энд! Но, оказывается, герой фильма кроме морального удовлетворения от победы над формальностями мог получить еще и компенсацию за перенесенные трудности. Как? Подав жалобу в Европейский суд по правам человека.
"Иванов против России"
- Прилетел молодой человек во Францию, чтобы просить политического убежища, но дальше аэропорта его не пустили, — рассказывает похожую историю вице-президент адвокатской палаты Мурманской области Роман Кузнецов. — Улететь обратно он не мог, поскольку у него были проблемы с документами. Через две недели Франция все-таки предоставила ему политическое убежище. А он подал на нее в Европейский суд. И выиграл дело. Судьи посчитали, что была ограничена свобода передвижения.
Европейский суд по правам человека — во всех смыслах удивительное учреждение. Работает он с 50-х годов прошлого века и располагается во Дворце прав человека в Страсбурге. Подать туда жалобу может каждый европеец, а значит, и россиян. Главное, предметом разбирательства должно стать нарушение права, гарантированного Конвенцией о защите прав человека или ее протоколами. Это хорошо известные права: на жизнь, на свободу передвижения, на справедливый суд и другие. Причем эти права должно нарушить государство. В Европейском суде дела так и называются, предположим "Иванов против России".
- Допустим, российский суд принял решение взыскать с должника в мою пользу определенную сумму денег, — комментирует Роман Кузнецов. — Если я подам в Европейский суд жалобу на должника, что тот не платит, ее рассматривать не будут. А вот если судебные приставы не принимают должных мер к тому, чтобы заставить человека отдать мне деньги, тогда по ней вынесут решение. Поскольку судебные приставы — представители государства.
Шесть месяцев
Еще один важный пункт: прежде чем подать жалобу на государство, человек должен исчерпать все необходимые средства защиты прав в своей стране. Однако для России здесь сделано почти что исключение.
- Во всем мире принято, что "все необходимые меры" — это две судебные инстанции: одна принимает решение, другая рассматривает его обжалование, — продолжает вице-президент адвокатской палаты. — В России этих инстанций семь! Поэтому для подачи жалобы в Европейский суд достаточно пройти две инстанции, допустим, районный и областной суды. После этого начинается отсчет шести месяцев, в течение которых жалобу могут принять.
Итак, заявление должно поступить в суд по почте либо по факсу. Официальными языками считаются английский и французский, но жалобу можно написать на русском языке. Для этого есть специальный формуляр, его легко найти в Интернете. Однако если даже на клочке бумаги изложить свои претензии, суд не откажет. В этом случае оттуда пришлют конверт с формуляром и правилами, как его заполнить. С момента отправки конверта из Страсбурга там ждут восемь недель. Если ответ не приходит, в удовлетворении жалобы отказывают.
Единственная проблема: из-за большого количества обращений и сложности процедуры жалобы рассматриваются года три-четыре. За это время некоторые из них теряют свою актуальность.
В очередь
Жалоб в Страсбург приходит море — тысяч сто. Четверть из них — из России. И 95 процентов наших обращений не принимаются, потому что не соблюден порядок их подачи.
Зато если все сделано грамотно, заявление "встает в очередь". Когда она подходит, человеку рекомендуют прилететь на рассмотрение дела за свои деньги. Но могут и без его личного присутствия принять решение.
- Средняя величина компенсации морального ущерба больше, чем в российских судах, — рассказывает Роман Кузнецов. — Но многое зависит от судьи. Например, одному человеку за то, что он незаконно провел в изоляторе два дня, выплатили пять тысяч евро, другому за три месяца — две тысячи.
Мурманчане даже таких сумм от Европейского суда не видели: ни разу они не дождались из Страсбурга положительного решения по своим обращениям.
- В Мурманске практически нет сложившейся практики работы с Европейским судом, — считает адвокат. — Мне дважды приходилось помогать оформлять обращение в Евросуд. В обоих случаях граждане считали, что при рассмотрении их уголовных дел были серьезные процессуальные нарушения. Но после написания жалоб они ко мне больше не обращались. Видимо, очередь еще не подошла.
Дмитрий СУРКОВ.
#Выбор редакции